Теоретические основы регулирования деятельности кредитных организаций как субъектов современного финансового права (01.03.2010)

Автор: Рыбакова Светлана Викторовна

В подпараграфе 1.2.3 в качестве определенной разновидности финансовых отношений диссертантом анализируются кредитные отношения, обусловленные специфическими особенностями характера и порядка формирования, распределения и использования соответствующих фондов денежных средств. Уяснение содержания кредитных отношений, как видно из трудов экономистов и юристов, затруднительно ввиду смены государственной политики в названной сфере отношений (кредитные реформы Советского государства, кардинальное изменение кредитных отношений в условиях рыночной экономики). Отмечается, что сложность формулировки понятия «кредит» связана также с наличием в нем особых разновидностей: государственного (муниципального) кредита и банковского кредита.

Кредитные отношения как совокупность общественных экономических отношений по государственному (муниципальному) и банковскому кредиту связаны с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств на условиях возвратности, срочности, платности в целях решения задач экономического и социального характера.

В подпараграфе 1.2.4 автор исследует структуру финансовой системы современной России, чтобы определиться с составом звеньев современной финансовой системы с точки зрения включения в нее такого звена, как банковский кредит (часть кредита).

Согласно философскому подходу к толкованию понятия «система» для нее характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. Поэтому обосновывается взаимосвязь функционирования системы финансовых отношений и системы кредитных отношений. Выявлено, что, с одной стороны, эта взаимосвязь неоднократно подчеркивается как в экономической, так и правовой финансовых науках, с другой стороны, спор о наличии взаимосвязи во многом обусловлен различными подходами к пониманию самой финансовой системы как таковой, прежде всего, в экономической науке.

Кроме того, отмечается, что постепенно в науке финансового права стали выделяться два понимания термина «финансовая система». В одном случае под ним подразумевается финансовая система государства как собственника финансовых ресурсов, в другом – финансовая система государства как территориальной целостности, в границах которой функционируют различные звенья финансовой системы (ее именуют финансовой системой общества). Такое разделение справедливо, поскольку позволяет учитывать особенности финансовой системы государств с рыночной экономикой.

Под банковским кредитом как звеном финансовой системы автором понимаются общественные экономические отношения, складывающиеся в процессе аккумулирования кредитными организациями (банками, небанковскими кредитными организациями) временно свободных денежных средств (кредитных ресурсов) с целью их размещения от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности, платности для удовлетворения потребительских целей граждан, хозяйственных нужд экономических субъектов, решения социально-экономических задач государства и муниципальных образований.

С учетом выявленных взаимосвязей финансовых и кредитных отношений представляется целесообразным использование взамен понятия «финансовая система» более емкого понятия «финансово-кредитная система», поскольку в условиях как планово-экономических, так и рыночных отношений оно позволяет охватить все экономические отношения, складывающиеся в связи с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств (финансовых ресурсов и кредитных ресурсов), независимо от их особенностей, а также позволяет обозначить их взаимосвязь и единство в решении задач публичного характера.

В параграфе 1.3 «Публичный интерес и его роль в финансово-правовом регулировании банковской деятельности» исследуется понятие «публичный интерес», содержание которого позволяет определить цель, основные характеристики и содержание правового регулирования банковской деятельности нормами финансового права. Публичные аспекты финансово-правового регулирования банковской деятельности (в том числе деятельности кредитных организаций) обосновываются автором не только посредством обращения к теории права, но и к правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации. Анализ работ дореволюционных ученых свидетельствует, что категория «публичный интерес» была изучена ими в качестве атрибута общественной и правовой жизни капиталистической формации и конституционного государства. Поэтому их выводы можно использовать при решении различных вопросов, вытекающих из финансовой деятельности современного Российского государства.

Диссертант проявляет солидарность с авторами, рассматривающими проблемы реализации публичного интереса в аспекте предполагающего обеспечение баланса частных и публичных интересов действия принципа приоритета публичных интересов. В работе подчеркивается, что для финансово-правового регулирования деятельности кредитных организаций данный принцип означает следующее: недопустимость нарушения прав и законных интересов лиц (в том числе государства (муниципальных образований)), вступающих в правоотношения с кредитными организациями; недопустимость нарушения прав и законных интересов кредитных организаций при регулировании их деятельности посредством норм финансового (публичного) права.

Одним из направлений развития современного финансового права является обеспечение его политико-правовой детерминированности, выраженности и прогнозируемости, что отдельно исследовано в параграфе 1.4 «Финансово-правовая политика и ее значение для финансовой правосубъектности кредитных организаций». Автором проанализирован ряд работ в области теории права, раскрывающих феномен правовой политики, это позволило установить различные диалектические связи политики и права, отражающие их взаимообусловленность. В то же время в ходе исследования трудов в области финансового права были изучены отдельные характеристики финансово-правовой политики.

4ние свойственно текущему моменту).

В целях кодификации банковского законодательства как одного из направлений развития современной финансово-правовой политики диссертант обратился к опыту правового регулирования банковской деятельности в Республике Беларусь, в Украине и во Франции, а также проанализировал отдельные нормативные правовые акты России и позиции отечественных ученых, поддерживающих идею названной кодификации. Проведенное исследование позволило сформулировать название нового кодекса – Денежно-кредитный кодекс Российской Федерации, а также ряд его концептуальных характеристик.

Вторая глава «Теоретические основы финансового права, определяющие особенности финансовой правосубъектности кредитных организаций» начата с изучения категории «финансовая деятельность государства (муниципальных образований)», которая многие годы играет роль базовой категории финансового права (параграф 2.1 «Базовый и системообразующий характер категории «финансовая деятельность государства (муниципальных образований)» для финансового права»). Необходимость изучения содержания финансовой деятельности государства (муниципальных образований) обусловлена ее современными особенностями, в соответствии с которыми границы данной деятельности значительны расширены.

Автор обращает внимание на содержание публичной финансовой деятельности, осуществляемой не органами государственной власти (местного самоуправления) и не государственными (не муниципальными) организациями, а субъектами иной формы собственности (например, кредитными организациями). В связи с этим исследуется понятие «децентрализованный фонд денежных средств» и предлагается новый подход к проблеме децентрализации финансовых и кредитных ресурсов.

По мнению диссертанта, базовому характеру анализируемой категории соответствует ее системообразующая функция, которая позволяет определенным образом группировать нормы финансового права и выделять среди них отдельные подотрасли и институты.

Обозначенные особенности нашли отражение в определении финансовой деятельности государства (муниципальных образований).

Параграф 2.2 «Предмет финансового права в аспекте правового регулирования деятельности кредитных организаций» состоит из трех подпараграфов, в которых исследуются дискуссионные вопросы предмета современного финансового права (подпараграф 2.2.1), проблемы разграничения предмета финансового права и предмета административного права (подпараграф 2.2.2), а также проблемы разграничения предмета финансового права и предмета гражданского права (подпараграф 2.2.3).

Поскольку доктринальные исследования современного финансового права, посвященные его предмету, многооаспектны, то автор группирует их определенным образом, выделяя научные направления, разделяющие общественные отношения, связанные со сферой государственного управления и регулирования, на отношения, регулируемые нормами финансового права, и отношения, регулируемые нормами административного права, и направления, разделяющие общественные отношения, связанные с денежным оборотом, на отношения, регулируемые нормами финансового права, и отношения, регулируемые нормами гражданского права.

Проблема разграничения предметов правового регулирования указанными отраслями права рассматривается через призму правовых коллизий, а именно, коллизий правовых доктрин. Коллизии правовых доктрин и родственные им коллизии соответствующих правовых норм представлены как начальные этапы соответствующих юридических конфликтов, выраженных в юридических спорах, подлежащих разрешению судебными и иными компетентными органами.

Исследуя проблему разграничения предмета финансового права и предмета административного права, обусловленную сложностью определения отраслевой принадлежности институтов банковского регулирования и банковского надзора, диссертант обращается к теории административного права дореволюционного, советского и современного периодов, в которой прослеживается определенная эволюция взглядов на предмет административного права в зависимости от политики и экономики государства. Внутриорганизационные отношения являются частью предмета административного права вне зависимости от того, внутри функционирования каких органов публичной власти они складываются (как органов традиционных ветвей власти, так и органов со специальным статусом). В то же время в предмет административного права включается лишь управленческая деятельность органов исполнительной власти. Согласно этому управленческая деятельность (в широком смысле понятия «публичное управление») иных органов власти или уполномоченных организаций (например, Банка России, кредитных организаций и других) может включаться в предмет других отраслей права, в частности, финансового права.

Изучая проблему разграничения предмета финансового права и предмета гражданского права, обусловленную сложностью определения отраслевой принадлежности норм, регулирующих имущественные (денежные) отношения с участием кредитных организаций, автор приводит примеры соответствующих противоречий, имеющихся в современном банковском законодательстве, а также анализирует отдельные случаи их устранения. Актуальность данной проблематики подтверждается материалами судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Сложность разграничения частного и публичного права подтверждается анализом трудов дореволюционных, советских и современных ученых. По мнению диссертанта, финансово-правовое регулирование имущественных (денежных) отношений имеет своей целью обеспечить: формирование соответствующих фондов денежных средств публичного характера для решения публичных задач; их использование на обозначенные цели; создание условий по развитию таких фондов; единство и целостность финансово-кредитной системы; бесперебойность работы системы платежей; устойчивость национальной валюты.

В аспекте решения проблемы использования отдельных цивилистических конструкций в нормах отраслей публичного права, в частности, финансового права, диссертант предлагает различать такие понятия, как «использование цивилистических конструкций» (опосредующих любые имущественные отношения) и «использование гражданско-правовых норм» (регулирующих публичные отношения).

В результате исследования проблем в рамках параграфа 2.3 «Метод финансового права и его особенности в регулировании деятельности кредитных организаций» автор присоединяется к мнению той группы ученых, которые рассматривают метод правового регулирования в качестве дополнительного критерия при выделении и разграничении отраслей права и считает, что метод не может служить единственным основанием для разграничения финансового права с другими отраслями права. Вместе с тем каждая отрасль права имеет свой метод правового регулирования, в котором совокупность отдельных приемов правового регулирования находится только в свойственном ей сочетании.

Выявлена определенная особенность метода финансового права, связанная с применением правовых ограничений (в основном количественных) как особого вида дозволений и реализующаяся при регулировании деятельности кредитных организаций в аспекте обеспечения финансовой устойчивости, как отдельных кредитных организаций, так и всей банковской системы в целом.

В параграфе 2.4 «Соотношение финансового права и банковского права» это соотношение рассматривается с позиций научной дискуссии о комплексных образованиях в праве и о соотношении системы права и системы законодательства (подпараграф 2.4.1). Автор присоединяется к мнению ученых, в соответствии с которым существуют не комплексные отрасли права, а комплексные отрасли законодательства. Поэтому в подпараграфе 2.4.2 банковское право рассматривается как комплексная отрасль законодательства, так как оно включает в себя нормативные правовые акты, регулирующие всю совокупность общественных отношений, связанных с функционированием банков и банковской системы в качестве особых субъектов экономической деятельности.

Исследование работ российских и украинских ученых, посвященных понятию «банковское право», его месту в системе права, а также отдельным аспектам комплексного правового регулирования, позволяет сделать вывод о многообразии научных подходов к указанному правовому образованию. В частности, имеются точки зрения, исключающие возможность регулирования банковского кредита нормами финансового права. В связи с проблемами денежно-кредитных отношений, которые также опосредуются деятельностью банков, в подпараграфе рассматривается позиция ученых, определяющая содержание эмиссионного права.

Финансовым правом регулируются следующие отношения с участием кредитных организаций: по поводу обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций (банковское регулирование, банковский надзор, страхование вкладов и др.); в связи с участием банковской системы в процессе денежной эмиссии, денежного обращения и расчетов; иные финансовые отношения (бюджетные, налоговые и др.). Первые складываются по поводу организации и функционирования банковской системы, вторые – по поводу организации и функционирования денежной и платежной систем, третьи – по поводу организации и функционирования финансовой системы. В финансовом праве на непосредственное регулирование банковской деятельности направлен институт финансово-правового регулирования банковской деятельности.

Раздел второй «Общая характеристика кредитных организаций как субъектов финансового права» посвящен исследованию кредитных организаций с позиций признаков юридического лица публичного права и отдельных подотраслей и институтов финансового права, которые предопределяют их финансовую правосубъектность. Для изучения ее содержания рассмотрены вопросы, связанные с понятиями «субъект права», «правосубъектность» и др.

В третьей главе «Экономико-правовые основы банковской деятельности кредитных организаций» исследуются исторические формы банковской деятельности, без изучения которых, по мнению автора, невозможно понять и оценить существо современной банковской деятельности кредитных организаций (параграф 3.1 «Исторические формы банковской деятельности и их роль в формировании современного подхода к правосубъектности кредитных организаций»). В связи с этим были рассмотрены характеристики банковской деятельности государств Древнего мира, которая по содержанию представляла собой естественное единство таких видов хозяйственной деятельности, как привлечение денежных средств на хранение, выдача кредитов, а также содействие денежному и платежному обороту путем осуществления меновых и расчетных операций. Из истории развития банковской деятельности известно, что создание банков как специализированных организаций началось в основном в Средние века, в России оно происходило в XVIII в., что обусловливалось какими-либо нуждами государства.

Кроме того, исследуются мнения ученых, задающихся вопросом: что следует считать банком – универсальную банковскую деятельность, то есть деятельность по реализации вкладных, расчетных, меновых и кредитных операций, осуществляемую как частными банкирами, так и товариществами, или деятельность специализированных организаций, связанную с обслуживанием капиталоемкой промышленности. Диссертант проявляет солидарность с авторами, поддерживающими первую точку зрения.

Далее подробно разбирается содержание современной законодательной дефиниции «кредитная организация» (параграф 3.2 «Правовая природа понятия «кредитная организация»»), что позволяет рассматривать правосубъектность кредитных организаций не только с позиций частного права, но и с позиций публичного права. При этом отмечается, что основу финансовой правосубъектности кредитных организаций составляют такие признаки, которые присущи ей и как корпорации, и как учреждению. Первое означает необходимость осуществления финансово-правового регулирования деятельности кредитных организаций с позиций обеспечения их финансовой устойчивости для защиты интересов широкого круга лиц, предполагающего определенные ограничения корпоративных интересов самой кредитной организации. Второе означает недопустимость ущемления прав и интересов кредитных организаций при возложении на них обязанностей, связанных с решением задач публичного характера (свойственных, как правило, учреждениям).

Параграф 3.3 «Банковские и другие операции кредитной организации» посвящен анализу банковских операций кредитных организаций в аспекте их соотношения с другими операциями кредитных организаций, а также иными видами их деятельности. Здесь рассмотрены понятие «банковская деятельность» и классификации видов банковской деятельности, проведен сравнительный анализ понятий «операция» и «сделка», выявлено их значение для характеристики банковской деятельности, сделаны предложения по внесению отдельных изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», дано определение универсального понятия «банковские операции» и обозначены признаки других операций кредитной организации.

В параграфе 3.4 «Формы кредитных организаций» рассматриваются вопросы универсализации и специализации банков (подпараграф 3.4.1), выявляются особенности банков и небанковских кредитных организаций (подпараграф 3.4.2), раскрываются проблемы отнесения к числу кредитных организаций иных организаций, функционирующих на рынке финансовых услуг, но не выполняющих при этом банковские операции («квазибанковских организаций») (подпараграф 3.4.3). Такой широкий подход способствует всестороннему исследованию законодательно установленных форм кредитных организаций – банков и небанковских кредитных организаций, главные особенности которых обусловлены принадлежащими им правами на совершение банковских операций и возложенными обязанностями по соблюдению экономических нормативов деятельности.

С целью более подробной характеристики банков и небанковских кредитных организаций в работе описаны особенности лицензирования их деятельности, существенно влияющие на содержание и объем принадлежащей им финансовой правосубъектности.

В четвертой главе «Общая характеристика финансовой правосубъектности кредитных организаций» рассматриваются вопросы, связанные с функционированием кредитных организаций как субъектов публичного права, а также особенности отдельных подотраслей и институтов финансового права, определяющие специальную отраслевую финансовую правосубъектность кредитных организаций.

В параграфе 4.1 «Правосубъектность юридических лиц публичного права» исследуются различные аспекты понятия «правосубъектность», в том числе вопросы правосубъектности юридических лиц публичного права. Поддерживая концепцию юридического лица публичного права, автор выделяет существенные и факультативные признаки юридического лица публичного права, формулирует его понятие, раскрывает содержание правосубъектности. Поскольку правосубъектность юридических лиц публичного права характеризуется компетенцией (правообязанностью), то наделение субъектов публичного права только правами или только обязанностями для участия в конкретных правоотношениях не означает признания за ними статуса юридического лица публичного права.

Теоретические положения правосубъектности, а также правосубъектности юридических лиц в сфере публичного права были применены для раскрытия понятия и содержания финансовой правосубъектности кредитных организаций (параграф 4.2 «Понятие и виды финансовой правосубъектности кредитных организаций»). Обобщая выводы, полученные в ходе исследования особенностей современного финансового права, и рассматривая противоречивые позиции ученых о видах отраслевой правосубъектности кредитных организаций, автор придерживается широкого понимания финансовой правосубъектности кредитных организаций, которая обусловлена не только подотраслями бюджетного и налогового права, а также институтом финансового контроля (валютного и др.), но и институтом финансово-правового регулирования банковской деятельности. Обладание активной финансовой правосубъектностью предполагает наличие у кредитных организаций определенного объема компетенции или субъективных юридических прав, обладание пассивной правосубъектностью – наличие субъективных юридических обязанностей.

Проблемы финансовой правосубъектности кредитных организаций рассмотрены в аспекте допустимости (недопустимости) совмещения функций органов исполнительной власти и функций хозяйствующих субъектов. Предлагаемые диссертантом формулировка и толкование понятия «финансовая правосубъектность кредитных организаций» отражены в содержании положений, выносимых на защиту.

В параграфе 4.3 «Подотрасли и институты финансового права, определяющие финансовую правосубъектность кредитных организаций» исследуются особенности отдельных правовых образований в системе финансового права, которые регулируют общественные отношения с участием кредитных организаций. Их анализ важен не только с позиций исследования содержания финансовой правосубъектности кредитных организаций, но и с позиций обеспечения баланса частных и публичных интересов в сфере финансово-правового регулирования деятельности кредитных организаций.


загрузка...