Развитие теории и методологии государственного регулирования аграрной сферы экономики (01.03.2010)

Автор: Полушкина Татьяна Михайловна

Ичалковский

Ромодановский *

Старошайговский

Краснослободский * * *

Лямбирский

Чамзинский *

Другие пропульсивные подотрасли, в частности зерновое производство, находятся в относительно более выгодных условиях развития, в том числе обеспеченных государством. 28–30 % всех средств государственной поддержки региональной аграрной сферы в ближайшие пять лет должно быть направлено на развитие мясного скотоводства (сейчас 14–15 %) и 24–25 % – на молочное скотоводство (сейчас 28–30 %).

и пр.

На уровне субъектов Российской Федерации целесообразно принимать участие в софинасировании из регионального бюджета федеральных целевых программ развития АПК; осуществлять прямое дотирование сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом региональной специфики; поддерживать национально-традиционные виды хозяйственной деятельности на сельских территориях, не имеющих экономической мотивации. Выводить эту деятельность за пределы сферы ведения органов местного самоуправления считаем неверным. Поэтому следует наделить их полномочиями в вопросах регулирования земельных отношений, в частности, целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, а также природопользования и охраны окружающей среды. Эти органы способны принимать активное участие в координации реализации федеральных целевых программ по развитию АПК.

Основное правило взаимоотношений федерального правительства и региональных властей заключается в строгом распределении обязанностей и тесном взаимодействии в решении многих вопросов государственного регулирования аграрной сферы экономики.

Несмотря на ряд объективных обстоятельств, обусловленных финансовым кризисом в процессе исследования доказана необходимость увеличения финансовой поддержки развития аграрного комплекса региона и установлено оптимальное соотношение объемов государственной поддержки между федеральным центром и регионами – 60 % и 40 %, с последующим доведением 50 % на 50 %.

Формирование эффективной системы государственного регулирования аграрной сферы экономики предполагает активное воздействие на развитие сельских территорий, возрождение традиций российского крестьянства.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проведенное исследование государственного регулирования агарной сферы экономики позволило сделать следующие выводы:

1. В современных экономических условиях развитие государственного регулирования агарной сферы экономики должно базироваться на основе концепции «экономически эффективного государства». Она предполагает: а) создание внутренних и внешних условий для устойчивого функционирования и развития национальной экономики, в том числе ее аграрной сферы; б) обеспечение национальных интересов и национальной экономической безопасности при неограниченной международной конкуренции; в) соблюдение «баланса интересов» в условиях глобализации социально-экономических процессов.

2. В соответствии с положениями концепции экономически эффективного государства конкретизировано экономическое содержание аграрной политики для стран с «догоняющим» типом развития АПК, которая предусматривает: рассмотрение АПК и его центрального звена – сельского хозяйства – в качестве национального приоритета; селективный характер аграрной политики, направленной на обеспечение продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны; учет типологических особенностей отечественного сельского хозяйства, обусловливающих отстающий («догоняющий) тип его развития; обоснование приоритетных механизмов, методов и экономических рычагов государственного воздействия на макро-и микроэкономические процессы в аграрной сфере российской экономики

3. Разработана концептуальная модель формирования рациональной системы государственного регулирования аграрной сферы экономики, позволяющая увязать между собой все стадии и этапы анализа, прогноза, выбора мер регулирования, а также финансовое и информационное обеспечение развития аграрной сферы в единую систему для определения приоритетов аграрной политики; выявления «резонансных зон» развития сельского хозяйства; структурирования целей и задач государственного регулирования; проведения оценки эффективности государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и бюджетных возможностей (страны, региона); обоснования приоритетных отраслей, масштабов и мер поддержки.

4. В рамках модели формирования рациональной системы государственного регулирования аграрной сферы экономики разработаны методики: обоснования целевых индикаторов развития аграрной сферы экономики; определения приоритетных сфер приложения ограниченных финансовых ресурсов; обоснования масштаба государственной поддержки, базирующегося на проведении расчета индикативных цен на сельскохозяйственную продукцию.

5. Предложен комплекс практических мер по развитию системы государственного регулирования аграрной сферы экономики Республики Мордовия (обоснование рационально-необходимого и рационально-возможного уровня государственной поддержки сельского хозяйства региона, пропорций ее софинансирования из федерального и республиканского бюджетов; уточнение механизма получения субсидий товаропроизводителями посредством введения индикативных и гарантированных цен на реализуемую продукцию и пр.).

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Монографии

Полушкина, Т. М. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Республике Мордовия : первые итоги / Т. М. Полушкина, Е. Г. Коваленко, И. П. Юткина. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. – 140 с. (7,4 п.л., лично автором написано 5,8 п.л.).

Эффективность государственной поддержки аграрной сферы экономики / Т. М. Полушкина, Е. Г. Коваленко, О. Ю. Якимова [и др.]. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. – 184 с. (11,6 п. л., лично автором написано 5,6 п. л.).

Факторы устойчивого развития регионов России / Т. М. Полушкина, Н. И. Горбачев, Ш. В. Кара-оол [и др.]. / Новосибирск : ЦРНС : СИБ-ПРИНТ, 2009. – 238 с. (13,8 п. л., лично автором написано 1,4 п.л.).

Полушкина, Т. М. Государственное регулирование аграрной сферы экономики / Т. М. Полушкина. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 160 с. (9,4 п.л.).

Публикации в журналах, включенных в перечень ВАК:

Полушкина, Т. М. Проблемы и роль сельскохозяйственного кредита в финансовом регулировании развития российской деревни / Т. М. Полушкина // Регионология. – 2006. – № 2 (55). – С. 79–93 (0,9 п. л.).

Полушкина, Т. М. Государственная поддержка развития сельской кредитной кооперации / Т. М. Полушкина // Вест. Сарат. гос. соц.-экон. ун-та. – 2007. – № 16 (2). – С. 115–118 (0,3 п. л.).

Полушкина, Т. М. Государственное регулирование аграрной сферы экономики России / Т. М. Полушкина, Е. Г. Коваленко // Достижения науки и техники АПК. –2006. – № 2 (12). – 2006. – С. 17–19 (0,2 п. л., лично автором написано 0,1 п. л.).

Полушкина, Т. М. Объективная необходимость и практика государственного регулирования аграрной сферы экономики / Т. М. Полушкина // Вестн. ун-та (Гос. ун-т упр.). – 2006. – № 10 (26). – С. 267–270 (0,3 п. л.).

Полушкина, Т. М. Причины придания аграрной отрасли приоритетного статуса в развитии российской экономики / Т. М. Полушкина // Вестн. ун-та (Гос. ун-т упр.). – 2007. – № 4 (30). – С. 254–258 (0,3 п. л.).

Совершенствование государственного регулирования агропромышленного комплекса: региональный аспект / Т. М. Полушкина // Вестн. Сарат. гос. соц.-экон. ун-та. – 2007. – № 17 (3). – С. 89–93 (0,3 п. л.).

Полушкина, Т. М. Расширение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных производителей / Т. М. Полушкина // Вестн. ун-та (Гос. ун-т упр.). – 2007 – № 1 (27). – С. 152–155 (0,2 п. л.).

Полушкина, Т. М. Развитие системы государственного воздействия на АПК региона / Т. М. Полушкина, И. П. Юткина // Регинология. – 2009. – № 2 (67). – С.151–155 (0,3 п. л., лично автором написано 0,2 п. л.).

Полушкина, Т. М. Обоснование приоритетов государственного воздействия на развитие аграрной сферы экономики / Т. М. Полушкина // Вестн. Сарат. гос. соц.-экон. ун-та. – 2009. – № 3 (27). – С. 127–130 (0,3 п. л.).

Полушкина, Т. М. Формирование концептуального варианта развития аграрной сферы экономики региона / Т. М. Полушкина // Вестн. Сарат. гос. соц.-экон. ун-та. – 2009. – № 3 (27). – С. 124–127 (0,3 п. л.).

Другие публикации по теме исследования:

Полушкина, Т. М. Экономический механизм АПК в рыночной экономике / Т. М. Полушкина // Проблемы формирования социально-ориентированной экономики : материалы Всерос. конф. – Саранск, 1995. – С. 66. (0,1 п. л.)

Полушкина, Т. М. Совершенствование экономического механизма АПК / Т. М. Полушкина // Управление агропромышленным комплексом в условиях перехода к рыночной экономике : межвуз. сб. науч. тр. – Саранск, 1996. – С. 22–27 (0,4 п. л.).

Полушкина, Т. М. Формы и методы государственного регулирования АПК / Т. М. Полушкина // Тезисы докладов первой конференции молодых ученых Мордовского государственного университета : – в 2 ч. – Саранск, 1997. – Ч.1. – С. 76 (0,1 п. л.).


загрузка...