Развитие теории и методологии государственного регулирования аграрной сферы экономики (01.03.2010)

Автор: Полушкина Татьяна Михайловна

Изучению особенностей государственной поддержки в странах с высокоразвитым сельским хозяйством и в постсоциалистических странах посвятили свои работы Н. В. Боровских, А. В. Бусыгин, А. Н. Илларионов, Р. И. Капелюшников, А. И. Колганов, О. Г. Овчинников, Б. И. Пошкус и др.

Проблемы аграрного реформирования и развития отечественного сельского хозяйства исследовали А. Г. Аганбегян, Г. В. Беспахотный, В.Р. Боев, Б. Д. Бруцкус, В. В. Гарькавый, В. П. Данилов, А. М. Емельянов, В. В. Милосердов, А. А. Никонов, С. Б. Огнивцев, Э. А. Сагайдак, Е. В. Серова, Н. К. Фигуровская, И. Ф. Хицков, Г. И. Шмелев и др. Региональные аспекты устойчивого функционирования аграрной сферы экономики глубоко исследованы в трудах Р. Р. Гумерова, В. А. Житковой, В. Н. Лексина, Л. Р. Слепневой, В. Б. Христенко, А. Н. Швецова и др.

Различные вопросы, связанные с мотивацией и стимулированием сельских жителей, созданием адекватной мотивационной среды, рассматривались в работах С. Н. Булгакова, Т. И. Заславской, Н. П. Макарова, А. В. Чаянова, А. Н. Челинцева, А. Н. Энгельгарда, А. М. Югая и др.

Вместе с тем данная тема настолько многопланова, что некоторые существенные аспекты государственного регулирования аграрной сферы экономики до сих пор остаются недостаточно разработанными. Так, отсутствует целостный подход к изучению роли государства в аграрной сфере экономики; в недостаточной степени исследована проблема государственного регулирования отрасли в контексте ее генезиса, структурной динамики, особенностей проявления на различных этапах экономического реформирования, взаимосвязей с продовольственной безопасностью и продовольственной независимостью страны. Отсутствуют научные работы, в которых аграрная политика обосновывается в качестве неотъемлемой составляющей политики экономически эффективного государства. Кроме того, в преобладающей части научных исследований государственное регулирование аграрной сферы экономики рассматривается только с позиции преодоления кризиса последних лет, а не с точки зрения необходимости решения основных макроэкономических проблем. До настоящего времени нет однозначного ответа на вопросы о критериях и методах проведения оценки эффективности регулирующего воздействия государства на развитие агросферы; о принципах, механизмах формирования и реализации аграрной политики государства. Не уделяется должного внимания угрожающему характеру деградации крестьянского сообщества, фактору прогрессирующей динамики формирования настроений «безысходности» и «безынициативности» сельских жителей и т.д.

Таким образом, недостаточная разработанность многих аспектов государственного регулирования аграрной сферы экономики применительно к ее современному состоянию, теоретическая и практическая значимость проблемы обеспечения продовольственной безопасности и продовольственной независимости России на основе расширенного воспроизводства в АПК обусловили выбор темы исследования, постановку его целей и задач.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка целостной концепции формирования системы государственного регулирования аграрной cферы национальной экономики в рамках реализации политики экономически эффективного государства, а также методических и практических рекомендаций, направленных на обеспечение продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны на основе расширенного воспроизводства в отечественном АПК. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

– изучить и развить теоретические положения, раскрывающие содержание и особенности государственного регулирования экономики, в том числе ее аграрной сферы;

– определить факторы, влияющие на эффективность государственного регулирования в условиях глобализации социально-экономических процессов, систему соответствующих критериев для ее оценки;

– раскрыть содержание общемировых тенденций и закономерностей развития сельского хозяйства;

– провести ретроспективный анализ эволюции системы государственного регулирования применительно к отечественному сельскому хозяйству;

– разработать концепцию формирования современной системы государственного регулирования аграрной сферы экономики;

– выявить степень влияния отдельных методов и инструментов государственного регулирования на формирование высокоэффективного аграрного производства;

– на основе оценки уровня продовольственной безопасности страны выявить проблемные области развития отечественного сельского хозяйства;

– охарактеризовать особенности государственного регулирования сельского хозяйства РФ, его цели, принципы, направления, инструменты и формы;

– выявить особенности аграрных проблем в Республике Мордовия, основные тенденции в развитии сельского хозяйства региона, социальной среды обитания сельских жителей, этапы трансформаций;

– исследовать современный уровень развития сельских территорий региона, особенности мотивационной среды сельских жителей;

– разработать алгоритм проведения комплексной оценки эффективности мер государственного регулирования;

– определить внутриотраслевые приоритеты современной аграрной политики, обосновать целевые индикаторы развития сельского хозяйства на региональном уровне, а также меры государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей.

Объект исследования – аграрная сфера экономики.

Предметом исследования являются совокупность теоретических, методологических и практических проблем, связанных с государственным регулированием аграрной сферы экономики в целях обеспечения продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретической базой диссертационного исследования являются фундаментальные положения экономической теории, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, раскрывающие закономерности развития рыночной экономики, государственного регулирования аграрной сферы. В работе использованы также материалы научных конференций и семинаров, законодательные и другие нормативные акты, регулирующие исследуемые вопросы.

В качестве методологической базы исследования использовались принципы системного подхода и метод диалектического познания социально-экономических процессов в аграрной сфере экономики, позволившие выявить сущностные характеристики исследуемых явлений и процессов, определить тенденции их развития, выделить причины возникновения противоречий между ними. Кроме того, в процессе исследования применялись такие общенаучные методы и приемы, как научная абстракция, анализ и синтез, моделирование, сравнение, структурно-уровневый подход, а также специальные методы (экономической диагностики и мониторинга, кластерного, факторного и структурного анализа, экспертных оценок, статистического прогнозирования, динамических рядов, графической интерпретации эмпирико-фактологической информации и др.).

Информационно-эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные акты в виде федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства РФ; официальные материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и ее Территориального органа по Республике Мордовия; отчетные и прогнозные данные Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства экономики и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия; финансовая отчетность сельскохозяйственных предприятий, экспертные оценки, материалы из сети Internet; эмпирические данные, полученные в процессе исследования, аналитические наработки и авторские расчеты.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке целостной концепции формирования системы государственного регулирования аграрной сферы экономики в рамках реализации политики экономически эффективного государства, а также методических и практических рекомендаций по решению данной проблемы.

Основные результаты, характеризующие научную новизну исследования, заключаются в следующем.

1. На основе систематизации научных взглядов на роль государства в экономическом развитии общества расширено теоретическое представление о целях и функциях экономически эффективного государства (Дж. М. Кейнс, Д. С. Львов, С. Ю. Глазьев, А. А. Пороховский и др.). С позиций диалектики экономики и политики обосновано, что современное государство должно, во-первых, создавать внутренние и внешние условия для устойчивого функционирования и развития национальной экономики; во-вторых, отстаивать свои национальные интересы и обеспечивать национальную экономическую безопасность при неограниченной международной конкуренции; в-третьих, соблюдать «баланс интересов» в условиях глобализации социально-экономических процессов.

2. Выявлены глобальные закономерности (всепланетарное биогеоценотипическое единство; углубление международного взаимодействия субъектов хозяйствования и потребления, действующих в режиме как свободного самоопределения, так и политико-экономического принуждения; относительное сокращение прироста мирового производства продовольствия при возрастающем спросе на него и пр.) и тенденции развития сельского хозяйства в современных условиях (снижение качества земель сельскохозяйственного назначения; развитие биодинамического земледелия; широкое использование в производстве достижений генной инженерии; агроинфляция и пр.), влияющие на содержание, формы и методы государственного регулирования аграрной сферы экономики.

3. В соответствии с положениями концепции экономически эффективного государства конкретизировано экономическое содержание аграрной политики для стран с «догоняющим» типом развития АПК. Она предусматривает: а) рассмотрение АПК и его центрального звена – сельского хозяйства – в качестве национального приоритета; б) селективный характер аграрной политики, направленной на обеспечение продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны; в) учет типологических особенностей отечественного сельского хозяйства, обусловливающих отстающий («догоняющий) тип его развития.

4. Исходя из отечественного и мирового опыта реформирования аграрной сферы экономики, требований экономически эффективной аграрной политики применительно к современной социально-экономической ситуации в Российской Федерации выявлены и обоснованы приоритетные механизмы, методы и экономические рычаги государственного воздействия на макро-и микроэкономические процессы в аграрной сфере российской экономики (в частности, механизмы ценового регулирования, кредитования, внешнеторговая деятельность); доказан комплементарный (дополняющий) характер других экономических мер государственного регулирования АПК.

5. Определены факторы, сдерживающие расширенное воспроизводство в отечественном сельском хозяйстве (усиление неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики; низкий уровень экономической эффективности и инвестиционной активности отрасли; неразвитость аграрных рынков, отсутствие эффективных систем их регулирования; либерализация импорта продовольствия и сельхозпродукции; ограниченный спрос на агропродовольственную продукцию; наличие отсталых технологий и низкий уровень инновационного развития; нерациональность отраслевой структуры; высокая степень износа основных фондов и неразвитость производственной инфраструктуры; острота проблем демографического и кадрового потенциала, нехватка специалистов и грамотных руководителей; недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по функционированию новых рыночных структур и пр.), что обусловливает необходимость радикальных изменений в реализуемой в настоящее время аграрной политике.

6. Разработана концептуальная модель формирования рациональной системы государственного регулирования аграрной сферы экономики, которая отвечает требованиям экономически эффективной аграрной политики и позволяет увязать между собой все стадии и этапы анализа, прогноза, выбора мер регулирования, а также финансовое и информационное обеспечение развития аграрной сферы в единую систему для определения приоритетов аграрной политики, выявления «резонансных зон» развития сельского хозяйства, структурирования целей и задач государственного регулирования; проведения оценки эффективности государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и бюджетных возможностей (страны, региона), а также обоснования приоритетных отраслей, масштабов и мер поддержки.

7. Обоснован методологический подход к структурированию целей социально-экономического развития аграрной сферы экономики, базирующийся на декомпозиции главной цели функционирования экономически эффективного государства – повышение уровня и качества жизни населения, а также на учете параметров (индикаторов) продовольственной безопасности. Проведена количественная оценка каждого элемента и ветви «дерева целей» с помощью синтеза методов анализа иерархий, экспертных методов прогнозирования и методов разработки управленческих решений, что позволило определить приоритетные направления, методы и инструменты государственного регулирования аграрной сферы экономики.

8. Предложен алгоритм технологии проведения оценки эффективности используемых механизмов и инструментов государственного регулирования аграрной сферы экономики, который включает следующие действия: 1) определение ключевых признаков по достижению задекларированных целей (устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельского хозяйства; развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства; достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства); 2) формирование параметров оценки в виде системы показателей, характеризующих реализацию целей; 3) обоснование индикаторов (пороговых значений) для отнесения результата механизмов реализации аграрной политики к той или иной степени эффективности.

9. Разработаны авторские методики для: а) обоснования целевых индикаторов развития аграрной сферы экономики, в основе которого лежит использование метода панельного анализа зависимости потребления основных продуктов питания от среднедушевых доходов населения и цен; б) определения приоритетных сфер приложения ограниченных финансовых ресурсов («резонансных зон» развития сельского хозяйства, способных обеспечить «прорывной» тип развития), базирующегося на использовании методов регрессионного и кластерного анализа; в) обоснования масштаба государственной поддержки, базирующегося на проведении расчета индикативных цен на сельскохозяйственную продукцию.

10. Предложен комплекс практических мер по развитию системы государственного регулирования аграрной сферы экономики Республики Мордовия, среди которых: обоснование рационально-необходимого и рационально-возможного уровня государственной поддержки сельского хозяйства региона, пропорций ее софинансирования из федерального и республиканского бюджетов; уточнение механизма получения субсидий товаропроизводителями посредством введения индикативных и гарантированных цен на реализуемую продукцию; поддержка национально-традиционных видов хозяйственной деятельности на сельских территориях, не имеющих экономической мотивации; определение результативности государственного воздействия на развитие отрасли и в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК, а также «Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008–2012 годы»).

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость работы состоит в расширении теоретических представлений об экономической роли государства на основе концепции экономически эффективного государства; в выявлении общемировых закономерностей и тенденций в развитии современного сельского хозяйства; в обосновании концепции селективной аграрной политики; в разработке концептуальной модели формирования рациональной системы государственного регулирования аграрной сферы экономики.

Практическую значимость имеют авторские методики комплексной оценки эффективности мер государственного регулирования, расчета индикативных цен; определения приоритетов современной аграрной политики и обоснования целевых индикаторов развития сельского хозяйства на региональном уровне, а также предложенный подход к структурированию целей развития аграрной сферы для конкретизации приоритетных направлений государственного регулирования.

Методика расчета рационально-необходимого и рационально-возможного уровня государственного регулирования аграрной сферы экономики с определением приоритетных мер и отраслей государственной поддержки, апробированная в Республике Мордовия, имеет универсальный характер и может использоваться не только в РМ, но и в других субъектах Российской Федерации.

Материалы исследования могут быть использованы при преподавании ряда учебных дисциплин «Государственное регулирование экономики», «Государственное регулирование аграрной сферы экономики», «Экономика сельского хозяйства», а также спецкурса «Организационно-экономические основы устойчивого развития сельских территорий» для студентов экономических специальностей вузов.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения диссертации апробированы автором на 16 международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях, среди которых Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы экономики России: теория и практика» (г. Нижний Новгород, 2006), VII Международная научно-практическая конференция «Стабилизация экономического развития Российской Федерации» (г. Пенза, 2008), Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы формирования социально-ориентированной экономики» (г. Саранск, 1995), Всероссийская научно-практическая конференция «Роль договора в регулировании общественных отношений» (г. Саранск, 2000), Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы качественного экономического роста» (г. Саранск, 2005), Всероссийская научная конференция студентов и молодых исследователей «Исследование социально-экономических и политических институтов и процессов» (г. Киров, 2008), II Всероссийская научно-практическая internet-конференция «Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем» (г. Уфа, 2008) и др.


загрузка...