ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРАКЦИИ (01.03.2010)

Автор: Петренко Марина Александровна

Опора на феноменологический метод исследования позволила: во-первых, выявить реальный объект, на котором исследовалось инновационное явление педагогической интеракции. На данном этапе исследования в качестве объекта нами были взяты исторические свидетельства человеческой деятельности, зафиксированные в виде различных научных документов и те события человеческой деятельности, непосредственным очевидцем которых являлся автор; во-вторых, феноменологический метод предполагающий опору на собственный жизненный опыт, удовлетворил приверженность автора к переживанию и страстности; в-третьих, основываясь на феноменологическом методе, мы конструировали сущности (эйдосы: идеи, образы, виды) предметов. Ключевым моментом конструирования была избирана так называемая феноменологическая редукция, которая позволила возвратиться к изначальной позиции, востребуя сосредоточенность на очищенной от идеологических установок мысли;

в-четвёртых, обращение феноменологии к методу понимания, как основному способу гуманистического познания, позволило удовлетворить стремление исследователя к «смыслу» деятельности.

В заключение было отмечено, что автор исследования, безусловно, признаёт уже сложившиеся и альтернативно разрабатываемые подходы к образованию и видел свою задачу в том, чтобы понять, пополнить, обогатить «картину мира образования», преодолевая противоречия и догматы. Таким образом, критический взгляд на те или иные моменты сложившейся системы образования был направлен не на отрицание, а на выход в стороннюю позицию, на поиск комплементарных связей с ними и обозначения границ демаркации.

Основное содержание и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

Научные статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ

Петренко М.А. Научно-педагогическое осмысление концепций и моделей диалога [Текст] М.А. Петренко //Гуманитарные и социально-экономические науки: спецвыпуск «Педагогика». - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ., 2006. - №2. – С. 62-68. – 0,5 п.л.

Петренко М.А. Методологическое осмысление категории педагогической интеракции [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного Федерального Университета.-Ростов-на-Дону, 2008, №3. – С.34-40. - 0,5 п.л.

Петренко М.А. Интерактивная модель образования [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного Федерального Университета.-Ростов-на-Дону, 2008, №4. – С.13-18.- 0, 5 п.л.

Петренко М.А. Интерактивная технология развития творческой активности личности на самоорганизационной основе [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного Федерального Университета.-Ростов-на-Дону, 2008, №5. – С.68-73. - 0,5 п.л.

Петренко М.А. Педагогическая интеракция как система отношений на основе рефлексивного подхода [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного Федерального Университета.-Ростов-на-Дону, 2008, №7.- С.19-24. – 0,5 п.л.

Петренко М.А. Генезис диалогического подхода в науке и образовании [Текст] М.А. Петренко //Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 12 (81): Общественные и гуманитарные науки. СПб., 2008. – 328 с. – С.242-251 – 0,8 п.л.

Петренко М.А. Педагогические условия интерактивного занятия [Текст] М.А. Петренко // Известия Южного Федерального университета: Ростов-на-Дону, 2009. №7.- – С. 52-61.- 0, 8 п.л.

Петренко М.А. Функции интерактивного занятия [Текст] М.А. Петренко // Известия Южного Федерального университета//: Ростов-на-Дону, 2009. №8.- 0,5 п.л. – С.78-84. -0,5 п.л.

Петренко М.А. Культурно-исторические модели интеракции в образовании [Текст] М.А. Петренко //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. Человек и образование. № 3 (20) Санкт-Петербург - 2009. – С. 107-113. - 0,8 п.л.

Монографии

Петренко М.А. Социально-психологический тренинг «Управление образовательным учреждением» [Текст] М.А. Петренко./ – Педагогический менеджмент в системе современного образования. - Монография. Коллектив авторов. Под ред. О.В. Гукаленко - Тирасполь, Международная славянская академия образования, РИО ПГУ, 2003. – авторский вклад – 167 с. - С.119-143.- авторский вклад - 3 п.л.

Петренко М.А. Диалогический подход в образовании как средство духовной коммуникации [Текст] М.А. Петренко. - //Методологическая сфера образования. Современные научные подходы. - Монография. Коллектив авторов. Под ред. профессора Е.В. Бондаревской. - Ростов н/Д: Изд-во «Булат», 2007. ?440 с. С.– 202-226.– авторский вклад –1, 8 п.л.

Петренко М.А. Интерактивная технология воспитания студентов в процессе обучения [Текст] М.А. Петренко. - //Стратегии воспитания в современном университете - Монография. Коллектив авторов. Под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007г. – 348 с. С.245-287 авторский вклад – 3,5 п.л.

Петренко М.А. Теория педагогической интеракции [Текст] М.А. Петренко.- Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009 г. – 168 с. (10 п.л.)

Петренко М.А. Развитие творческой активности личности в социокультурной интерактивной образовательной среде вуза [Текст] М.А. Петренко. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009 г. – 140 с. (8 п.л.)

Учебные, учебно-методические пособия

Петренко М.А. Личностно ориентированная педагогика культурологического типа (Учебно-методический материал) -[Электронный ресурс] - М.А. Петренко /Авторский сайт. Режим доступа: umm.narod.ru

Петренко М.А. Психология и педагогика. Учебно-методический комплекс [Текст] М.А. Петренко / Ростов н/Д, Ростовский международный институт экономики и управления. 2006. 76 с. – 2 п.л.

2007 г.

Петренко М.А. Эффективное взаимодействие - залог успеха в профессии журналиста [Видеозапись] / М.А. Петренко// РГЭУ «РИНХ». – Ростов-на-Дону, Студия «Академия ТV» 2008 г. ? 1 электрон. опт. диск.

Статьи в сборниках научных трудов и журналах

Петренко М.А. Приоритетные направления образовательной политики на рубеже эпох. [Текст] М.А. Петренко /Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. - Ростов н/Д: РГПУ,2000- Ч.1.: Педагогика, психология - С. 35-38. - 0,4 п.л.

Петренко М.А. Самоорганизация и организация в управлении образовательным процессом. [Текст] М.А. Петренко / Сборник работ аспирантов и молодых преподавателей.- Ч.1 Педагогика. -Ростов н/Д, РГПУ, 2001. – С.57-62. – 0, 5 п.л.

Петренко М.А. Лидерство как потенциал управления организацией. [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского государственного педагогического университета / Наука и образование, Ростов н/Д, 2002. - №2. – С.120-122. – 0, 3 п.л.

Петренко М.А. Самоорганизационное управление как условие развития образовательного учреждения. [Текст] М.А. Петренко //Славянская педагогическая культура, Тирасполь, 2002. - №1. – С. 54-68. – 0,8 п.л.

Петренко М.А. Моделирование самоорганизационного управления образовательным учреждением. [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного отделения РАО, Выпуск 1V.- Ростов н/Д, 2002.- С. 78-84. – 0,5 п.л.

Петренко М.А. Понимание и мотивация как основа для включения студентов в личностно ориентированный образовательный процесс [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного отделения РАО, Выпуск V.- Ростов н/Д, 2003. – С. 63-72. – 0,5 п.л.

Петренко М.А. Теоретическая педагогика как основа для востребования личностных структур сознания студентов [Текст] М.А. Петренко ///Наука и образование.- Ростов н/ Д, 2004. -№1. С. 33 -47. – 0,8 п.л.

Петренко М.А. Категории понимания и переживания как философские основания личностно-ориентированной педагогической технологии [Текст] М.А. Петренко /Известия Южного отделения Российской академии образования. Выпуск VI.-Ростов н/ Д, 2004. С.73-84. 0,6 п.л.

Петренко М.А. Самоорганизация как рефлексивный способ управления образованием в условиях кризиса власти [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного отделения РАО. Выпуск VII. - Ростов н/Д, 2006. – с.45 - 57. – 0,8 п.л.

Петренко М.А. Категория метода обучения в аспекте синергетики [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного отделения РАО. Выпуск VII.- Ростов н/Д, 2006. С. 83 - 90. – 0,8 п.л.

Петренко М.А. Социокультурная среда вуза как условие значимой многофакторной детерминации творческой активности личности [Текст] М.А. Петренко //Проблемы социокультурной трансформации современного Российского общества. Ростов н/Д:СКНЦ ВШ, 2006.- С. 73-86. - 0,5 п.л.

Петренко М.А. Типология педагогических интеракций на основе рефлексивного подхода [Текст] М.А. Петренко. / - Известия Южного Федерального Университета. - Ростов-на-Дону, 2007, №5-6. С. 39-51 – 1 п.л.

Петренко М.А. Экспериментальная апробация интерактивной технологии развития творческой активности личности в условиях инновационного личностно ориентированного образовательного процесса в вузе [Текст] М.А. Петренко //Труды Ростовского Государственного университета путей сообщения. - Ростов-на-Дону, №1(5), 2008. – С. 208-216.- 1. п.л.

Петренко М.А. Теория педагогической интеракции: опыт синергетического исследования [Текст] М.А. Петренко //Вестник непрерывного образования. Научно образовательный журнал. - Ростов-на-Дону, 2008, №1-2. – С.95-102. – 0,6 п.л.


загрузка...