ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРАКЦИИ (01.03.2010)

Автор: Петренко Марина Александровна

ПЕТРЕНКО Марина Александровна

ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРАКЦИИ

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Ростов-на-Дону

Работа выполнена в Педагогическом институте Южного федерального университета на кафедре педагогики.

Научный консультант

доктор педагогических наук, академик РАО, профессор

Бондаревская Евгения Васильевна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук,

член-корреспондент РАО, профессор

Сериков Владислав Владиславович

доктор педагогических наук,

член-корреспондент РАО, профессор

Хуторской Андрей Викторович

доктор педагогических наук,

профессор

Александров Евгений Павлович

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Российский государственный университет

им. А.И. Герцена»

Защита состоится 20 мая 2010 года в 10.00

на заседании диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук Д 212.208.18

при Южном федеральном университете

по адресу: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Педагогического института Южного федерального университета

Автореферат разослан 18 апреля 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета П.П. Пивненко

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Характер взаимодействия в современном педагогическом процессе в условиях модернизации высшего образования имеет жизненно важное значение для развития творческой активности личности. От того, как строятся отношения между преподавателем и студентами, зависит успех инновационных преобразований в педагогической деятельности. Следовательно, актуальной становится необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Закона Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрины образования в Российской Федерации».

Методологическое рассмотрение проблем интерактивного образовательного процесса и его научных оснований определило характер данного исследования. Её ключевым пунктом является новая теория педагогической интеракции, которая рассматривается автором как научная основа интерактивных технологий развития творческой активности личности в инновационной социокультурной среде вуза. Проблема интеракции (от англ. interaction — взаимодействие) в науке имеет длительную историю. Тем не менее, и сегодня определение роли педагогического взаимодействия в образовании побуждает обратиться к анализу категории интеракции, которая в настоящее время широко интерпретируется. Возникает необходимость определения специфики данного понятия в целях более строгого использования его в интерактивном личностно ориентированном образовательном процессе. Успешное применение многочисленных интерактивных технологий требует осмысления основ и принципов педагогической интеракции, освоения истории возникновения, знания современных особенностей интеракции и нормативных требований её эффективного применения.

Разработанные в последнее время теоретические подходы и технологии личностно ориентированного образования в большей мере отвечают задаче развития творческой активности личности в процессе педагогического взаимодействия. Однако, на наш взгляд, в этих научно-практических направлениях не в полной мере учитывается фактор энтропии сознания студентов и преподавателей в эпоху перемен и перманентного кризиса гуманитарности. Кроме того, утрата самоидентичности личности в условиях трансформации общественной системы и модернизации российского образования приводит к снижению их практической эффективности. Причина здесь в том, что в педагогической науке отсутствует теория педагогической интеракции в условиях модернизации общественного сознания и бифуркаций общественной системы, то есть в условиях социального и гуманитарного кризиса.

Состояние научной разработанности проблемы эффективного межличностного взаимодействия, влияющего на развитие творческой активности, показывает, что данная проблема исследуется в разных планах: философском, социологическом, культурологическом, психологическом и педагогическом.

Главными для разработки теории педагогической интеракции являются исследования, в которых освещаются проблемы синергетики (В.И. Аршинов, Р.Г. Баранцев, В.Г. Буданов, Е.А. Князева, С.П. Курдюмов, И. Пригожин, И. Стенгерс), а также исследования педагогов, философов и культурологов, освещающие теоретико-методологические ориентиры культурологических процессов (А.И. Арнольдов, Е.В. Бондаревская Л.П. Буева, СП. Иконникова, М.С. Каган, А.П. Марков, Э.В.Соколов, Г.Л. Тульчинский и др.) и труды специалистов по проблемам общения: коммуникативным (Г.М. Андреева, И.П. Волков, А.А. Ершов, А.Л. Журавлёв, В.П. Захаров, Б.Д. Парыгин, А.В. Соколов и др.), интерактивным (Н.Н. Богомолова, Ю.Н. Емельянов, Б.Ф. Ломов, А.Н. Лутошкин, Р.С. Немов, М. А. Новиков, Л.А. Петровская, Л.И. Уманский и др.), перцептивным (А.А. Бодалёв, Л.И. Божович, М.Н. Ночевник, В.Н. Панфёров и др.). Исследования названных учёных позволяют рассмотреть теорию интеракции в контексте феномена самоорганизации на основе синтеза принципиальных положений синергетики и культурологического подхода к образовательному взаимодействию, определяющих субъектный характер развития личности в процессе общения как самоорганизуемой, открытой системы.


загрузка...