Иностранные инвестиции и развитие экономики России (01.03.2010)

Автор: Нарышкин Сергей Евгеньевич

активная мобилизация внутренних источников финансирования высокотехнологичных финишных производств;

улучшение деятельности основных институтов финансового рынка с тем, чтобы направить привлекаемые ресурсы на инвестиционные цели в соответствии с приоритетами социально-экономического развития России;

формирование благоприятной институциональной и правовой среды для инвестиций, в т.ч. иностранных;

реализация стратегии стимулирования иностранных инвесторов возможностью прямого участия в реализации достижений инновационного потенциала российской экономики.

9. Несмотря на существенные экономические и финансовые потери, а также значительный отток капитала, текущий кризис неспособен радикально изменить инвестиционные позиции страны в современной мировой экономике. Тем не менее, именно эти позиции должны стать объектом стратегического управления. Так, целесообразно продолжить работу по реализации стратегического планирования, частью которого должны стать система целей и механизмов государственной политики привлечения иностранных инвестиций. В рамках этой системы предстоит решить ряд проблем как макроэкономического, так и институционального характера для обеспечения необходимых условий притока иностранных капиталов в объемах и структуре, адекватных стратегическим задачам формирования в стране экономики нового этапа. Соответственно, в посткризисный период необходимо задействовать основные катализаторы роста, обеспечивающие быстрое восстановление экономики. В данном случае, в качестве катализаторов, действие которых носит мультипликативный характер, рассматриваются, в первую очередь, дорожное строительство и инфраструктурные проекты, которые влекут за собой развитие системы жилищного строительства и некоторых отраслей промышленности, одновременно с реализацией программ по стимулированию инновационной деятельности. При этом целью остается обеспечение стратегической конкурентоспособности экономики России.

С одной стороны, решение данного круга макроэкономических и институциональных проблем не просто повышает привлекательность России для иностранных инвесторов, но и открывает путь к более полному и эффективному использованию иностранных инвестиций в обеспечении устойчивости и качества экономического роста. С другой, тенденции поступления иностранного капитала (общая динамика, функциональная, отраслевая и территориальная структура и пр.) позволяет оценить насколько последовательно и успешно решаются макроэкономические и институциональные задачи нынешней стадии трансформационных процессов в российской экономике. Все это дает возможность выявить «болевые» точки, препятствующие активной интеграции России в систему мирохозяйственных связей, способствует существенному улучшению ее конкурентных позиций на мировых товарных рынках и рынках капиталов.

В числе факторов макроэкономического характера, сдерживающих приток иностранных инвестиций и ограничивающих их позитивное воздействие на экономику страны и ее регионов, можно выделить недостаточную норму накопления, низкую долю оплаты труда в ВВП. Кризис 2008-2009 гг. выявил недостаточную макроустойчивость ранее сформировавшихся трендов развития российской экономики как инвестиционного «поля», в том числе и для иностранных инвесторов. Решающую роль в преодолении этой ситуации должны сыграть макроэкономические механизмы, повышающие норму накопления и инвестиций в основной капитал при ограничении инфляции за счет регулирования ее денежных и не денежных факторов. Этой задаче отвечает также усиление роли государства как ведущего инвестора, в том числе за счет повышения эффективности деятельности новых институтов государственной инвестиционной и инновационной политики, в частности, государственных корпораций.

?????????}

???????????}

???????}

????$???????}

???????????}

?????????E

Nгии, вовлеченные в производство, являются важнейшими факторами поступательного развития современной экономики. В России общепризнано, что лишь активизация и эффективное использование инновационного потенциала страны способны обеспечить ее устойчивое экономическое развитие, в том числе и с использованием источников иностранного инвестирования. Проблема состоит в том, что эффективных инструментов привлечения частных инвесторов в инновационную сферу в стране практически не создавалось, а созданные сталкивались с различными рода барьерами административного толка, отсутствием должного правового обеспечения. Именно поэтому в последнее время большое внимание уделяется как росту государственного финансирования научных разработок, так и стимулированию частного бизнеса к финансированию научных разработок и их практическому внедрению.

Существенное влияние на объем и структуру привлекаемых инвестиций и эффективность их использования имеют факторы институционального характера, в первую очередь завершенность основных институтов современной модели социального рыночного хозяйства. Однако не все институциональные посылки к благоприятному инвестиционному климату можно считать сформировавшимися. Реалией остаются проявления коррупции, неэффективности судебной защиты прав собственников и инвесторов. Эта незавершенность касается и многих институтов рынка и предпринимательства. Так, Россия все еще остается страной с избыточной долей государственной и муниципальной собственности; недостаточна доля таких важных сегментов современной рыночной экономики как малое и среднее предпринимательство. Деформирующим всю систему экономических отношений остается высокая доля теневого хозяйственного оборота, тесно связанного и с теневым вывозом капитала.

11. К настоящему времени существует необходимость стимулировать возврат в экономику капиталов, вывезенных российскими резидентами за рубеж, причем не возврат средств инвесторов вообще, а их возврат в форме инвестиций в реальные активы российской экономики, в развитие ее высокотехнологичных отраслей. Для решения данной задачи могут быть использованы различные инструменты, в частности, проведение амнистии капиталов в четко выраженном инвестиционно-ориентированном варианте с созданием для этой цели специализированных государственно-частных инвестиционных институтов и пр. Серьезным сдерживающим фактором этого процесса следует признать состояние финансового рынка – как банковского сектора, так и рынка ценных бумаг, ресурсы которых недостаточны для формирования экономики инновационного типа. Активизация инвестиционного процесса требует устойчиво действующей банковской системы, в том числе за счет значительного повышения ее капитализации (в период кризиса 2008-2009 гг. государство направило на докапитализацию национальной банковской системы огромные средства). Целесообразно стимулирование разумной концентрации банковского капитала, создания специальных механизмов ориентации банковских кредитов на реальный сектор экономики, а также преодоления территориальной дифференциации в размещении банковских учреждений и капиталов.

12. Отраслевой фактор (т.е. распределение по видам экономической деятельности) также обретает все более весомое значение в обеспечении адекватного вклада иностранных инвестиций в решение задач структурно-отраслевой перестройки и инновационной ориентации российской экономики.

Проведенный анализ показывает, что иностранные инвесторы наращивают инвестиции в российскую экономику, но преимущественно не в высокотехнологичный сектор, а прежде всего, в производство быстро окупаемых, ориентированных преимущественно на внутренний рынок товаров и услуг. Речь идет об отраслях, где отдача от капиталовложений (в реально сложившихся в стране экономических условиях) быстрее и выше. Выход может быть найден в дополнении политики просто привлечения иностранных инвестиций мерами их структурного регулирования, включая развитие всех компонентов национальной инновационной системы, активный инвестиционный маркетинг, предполагающий продвижение ее достижений на рынок инвестиционного капитала

Проникновение иностранного капитала в финансовый сектор, в частности, в банковскую сферу является мощным источников ее дополнительной капитализации, фактором усиления конкурентной среды на рынке банковских и финансовых услуг и повышения качества последних. Инвестиции иностранных банков, осуществляемые посредством участия в создании или приобретении долей в уставном капитале российских кредитных организаций - существенная предпосылка развития российского рынка банковских услуг, однако создание филиалов иностранных банков в современных условиях следует считать преждевременным.

13. В диссертации обоснован инвестиционный механизм восстановления экономического роста, базирующийся на развитии инфраструктуры социальной и экономической сферы. В настоящее время не только отраслевое, но и территориальное распределение поступающих в страну иностранных инвестиций, ориентировано в первую очередь не на приоритеты структурной перестройки ее экономики, а на получение высоких доходов от ее природных богатств и с высокой динамики ее внутреннего рынка. Эти инвестиции продолжают действовать как фактор, поддерживающий и углубляющий экономическую дифференциацию регионов России. За истекшие годы обозначились три центра территориальной концентрации зарубежных инвестиций. Это - сырьевой центр, территориально локализованный в регионах России, располагающих наибольшими запасами природных благ и объемами их добычи. Далее - финансовый центр, территориально привязанный к регионам России, выполняющим роль ведущих финансово-банковских центров (преимущественно, Москва и Санкт-Петербург). Наконец, - потребительский центр, тяготеющий к регионам, обладающим наиболее динамичными потребительскими рынками и выполняющим роль регулятора товарных потоков в российской экономике.

Во многом, центры второго и третьего типа совпадают между собой. Эта ситуация с территориальной локализацией иностранных инвестиций не соответствует стратегическим приоритетам развития России как государства федеративного типа, ориентированного на равномерное развитие его регионов.

14. Органы государственной власти, как федерального, так и регионального уровня, обладают определенной возможностью воздействия на процесс привлечения и реализации иностранных инвестиций. Одной из таких возможностей является создание особых экономических зон (ОЭЗ), когда государство напрямую «указывает» инвесторам (в том числе, и иностранным) потенциальные точки инвестиционной активности. Близкий смысл имеет и привлечение иностранных инвесторов к софинансированию крупных инвестиционных проектов, в первую очередь, инфраструктурного характера.

К настоящему времени образовано 13 федеральных ОЭЗ промышленно-производственного, технико-внедренческого и туристско-рекреационного типа. Опыт их становления выявил определенные проблемы, в частности, проблему интеграции зон в общую предпринимательскую среду территорий, их дислокации с целью налаживания кооперационного взаимодействия с прочими предприятиями, действующими вне зон. Нуждаются в развитии механизмы воздействия зон на хозяйственные и социальные процессы на местах их дислокации, которые должны быть встроены в программы социально-экономического развития соответствующих территорий. Целесообразно формирование зон как многопрофильных промышленных кластеров на основе тесной кооперации малых, средних и крупных предприятий, что позволило бы активизировать развитие экономики депрессивных и экономически более отсталых территорий. Кроме того, каждая зона должна иметь четкую концепцию функционирования по истечении срока ее действия и перехода к обычным условиям хозяйствования.

Мировой и отечественный опыт показывают, что «экономическое зонирование», как предпосылка ускоренного промышленно-инновационного развития не обязательно должна связываться только с действиями федерального правительства. Подобные зоны могут создаваться в рамках промышленно-инновационной политики регионального уровня. Так, в Липецкой области несколько лет действует ряд ОЭЗ регионального уровня. Модель различных «промышленных округов» реализуется в Московской области. Их благоприятное влияние на региональную экономику зависит от способности использовать такие преимущества, как реализация кластерных форм организации производства, создание позитивных внешних эффектов (инвестиционные, инновационные и пр.) для предприятий, находящихся вне этих зон. Последнее реализует возможность получения этими локальными субъектами хозяйственной деятельности заказов от компаний, работающих в рамках зон, а также трансфертом технологий, разработанных и/или внедренных в рамках зон, т.е. за счет фактора мультипликативного воздействия ОЭЗ на экономику России и ее регионов.

Увеличению экономического эффекта от функционирования такой системы способствовало бы гибкое применение государством мер финансовой и гарантийной поддержки инвестиционных проектов, а также других форм гибкого регулирования операций резидентов ОЭЗ в зависимости от степени инновационности их инвестиционных проектов. Для привлечения отечественного и зарубежного капитала в инновационную сферу технически передовых отраслей, модель ОЭЗ должна быть дополнена инструментами государственной политики, ориентированной на инновации, включающей использование средств Федерального инвестиционного фонда, Венчурного фонда; развитие концессионных отношений.

15. Определение перспективных путей и инструментов совершенствования государственной политики привлечения иностранных инвестиций в экономику российских регионов предполагает мониторинг результативности (эффективности) вложений и мер по их регулированию. Основой этой деятельности могут служить принципы: целевого подхода как основы управления с использованием целевых значений и фактических индикаторов эффективности иностранных инвестиций; разграничения целей инвестиционной политики и средств их достижения; разграничения обобщающих и частных (промежуточных) показателей эффективности инвестиционных проектов иностранных инвесторов.

Применительно к притоку иностранных инвестиций речь должна идти, прежде всего, об их социально-экономической эффективности. Баланс экономических и социальных эффектов привлекаемых иностранных инвестиций отвечает как формальным полномочиям («зоне ответственности») органов управления субъектов Федерации, так и наиболее общим приоритетам и целям развития российских регионов. Оценка социально-экономической эффективности привлекаемых инвестиций допускает применение таких методов, как выявление устойчивой динамики результата; оценка результата методом межрегиональных и международных сопоставлений; оценка методом сопоставления с некими научно-обоснованными нормами и пр.

Реализация с участием иностранных инвесторов крупных проектов инновационной направленности должна быть нацелена на экономические и социальные эффекты долговременного характера, в том числе и фискального. Оценку социально-экономической эффективности привлекаемых иностранных инвестиций можно основывать на показателе прироста ВРП региона на 1 руб. иностранных инвестиций с учетом срока между началом инвестирования и началом эксплуатации объекта.

Следует отметить, что традиционная коммерческо-бюджетная эффективность инвестиций рано или поздно уступает место качественным показателям совершенствования структуры и размещения производительных сил и инновационного обновления экономики региона. Приоритет создания рабочих мест «вообще» неизбежно замещается позитивным эффектом привлекаемых инвестиций с точки зрения повышения качества рабочих мест и уровня социальной защищенности работников, роста средней оплаты труда работающих и пр. В этом смысле социальная эффективность иностранных инвестиций может быть представлена и самостоятельной системой показателей. Это – социальные результаты в сфере формирования уровня жизни населения и его экономической (имущественной) дифференциации; социальные результаты в сфере занятости и миграционных процессов; социальные результаты в потребительской сфере; социальные результаты в сфере экологии и природопользования и т.п.

16. Оценка инвестиционного климата выступает важным элементом информационно-аналитической базы, позволяющей органам исполнительной власти различных уровней принимать меры, последовательно улучшающие его, делающие условия приложения капитала в стране и отдельных регионах более благоприятными для различных групп инвесторов. Инвестиционный климат - это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, этнокультурных и иных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона и пр.). При этом следует принять во внимание, что одним из направлений улучшения инвестиционного климата России в целом и ее регионов в настоящее время становится ориентация на инновационную модель экономического роста. Система факторов, влияющих на формирование инвестиционного климата и определяющая параметры инвестиционной привлекательности региональной экономики, представлена на рис. 3.

Рис. 3. Факторы, влияющие на объем и распределение иностранных инвестиций в российской экономике

На инвестиционном климате неблагоприятно сказываются не только связанные с инвестированием прямые затраты и ограничения на деятельность иностранных фирм, закрепленные законодательно принимающей страной, но и нечеткое формулирование отдельных норм, наличие неурегулированных вопросов и т.п. Всё это уменьшает степень информированности иностранных инвесторов, их способность предвидеть и прогнозировать развитие событий и, следовательно, повышает риски, заставляет закладывать в цены контрактов возможные потери, создавать страховые запасы и накопления.

Среди экономических параметров на инвестиционный климат, прежде всего влияют: общее состояние экономики (подъём, спад, стагнация); положение в валютной, финансовой и кредитной системах страны; таможенный режим и режим использования рабочей силы. Зарубежные предприниматели особенно обращают внимание на возможность свободного манёвра капиталом, и обычно выделяют такие вопросы как устойчивость валютного курса, динамика инфляционного процесса, цена кредита, налоговые льготы. Ключевое значение придаётся факторам, влияющим на размер издержек производства, и среди них – стоимости рабочей силы и её соотношению со средним уровнем квалификации работников и производительностью труда. Наконец, социальная составляющая инвестиционного климата включает: преобладающее в общественном сознании отношение к частной собственности вообще и к иностранным капиталовложениям в частности, степень идеологической сплоченности общества и наличие консенсуса по основным вопросам экономического и социального развития страны, организованность рабочего класса, сила профсоюзного движения в стране и т.д.

В традиционных подходах инвестиционный климат региона определяет уровень его инвестиционной привлекательности, зависящий от инвестиционного потенциала (совокупности имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала) и интегрального инвестиционного риска

По мере адаптации иностранных инвесторов к специфике российских инвестиционных рисков при принятии решений они все больше ориентируются на экономическое содержание инвестиционного потенциала регионов, причем не только сырьевого, но и инновационного, кадрового, а также потенциала потребительского рынка.

Анализ рейтингов инвестиционной привлекательности российских регионов за последние годы продемонстрировал три основные тенденции: рост интенсивности перегруппировки регионов между рейтинговыми категориями; рост дифференциации регионов по уровню интегрального риска; возобновление концентрации совокупного инвестиционного потенциала в ведущих регионах. Это говорит о том, что инвестиционные рейтинги регионов не закреплены жестко объективными (например, природно-ресурсными) факторами. Более того, если рассматривать соотношение потенциала и риска, то прослеживается взаимосвязь между уровнем развития региона и динамикой отдельных видов рисков, влияющих на инвестиционную привлекательность Все большая значимость параметров субъективного плана говорит о возрастающей управляемости инвестиционного климата, о растущей зависимости его от качественных параметров управления социально-экономическим развитием региона, особенно в долговременном плане.

В государстве федеративного типа формирование благоприятного инвестиционного климата, в том числе побудительных мотивов для иностранных инвесторов, невозможно без четкого разграничения полномочий и тесного взаимодействия федеральных и региональных органов власти. Российские регионы располагают значительными возможностями проведения собственной политики привлечения иностранных инвестиций. Регионами в известной мере определяются налоговые, правовые и институциональные условия деятельности иностранных инвесторов; формируются базы данных (инвестиционные каталоги). Все более выявляется растущая значимость институциональных составляющих региональной инвестиционной политики, направленных, прежде всего, на формирование в каждом субъекте Федерации эффективно действующих институтов современного финансового рынка, способных повысить инвестиционную «конкурентоспособность» региона.

17. Усилия субъектов Федерации по созданию в своих регионах условий, привлекательных для иностранных инвесторов, могут стать достаточно действенными при следующих условиях:

регионы должны обладать способностью эффективно распоряжаться полномочиями в области инвестиционного процесса, а также другими экономическими и административными инструментами, делающими их в целом реальным субъектом инвестиционной политики. Только в этом случае регион может реализовать систему целевых мер по формированию благоприятных условий для иностранных инвесторов;

усилия регионов по созданию условий, привлекательных для иностранных инвесторов, должны иметь системный характер, органично вписываться в общую долговременную стратегию (программу) социально-экономического развития региона;


загрузка...