Иностранные инвестиции и развитие экономики России (01.03.2010)

Автор: Нарышкин Сергей Евгеньевич

- формирование оптимальной с точки зрения стратегических интересов социально-экономического развития РФ структуры инвестиционных ресурсов (включая внутренние и внешние их источники);

- создание и реализация механизмов повышения эффективности инвестиционного процесса в широком смысле (включая полное освоение капитальных вложений, используемых на ввод и освоение приростных основных производственных фондов).

Алгоритм управления инвестиционным процессом представлен на рис.2. Концептуальная фаза управления инвестиционным процессом позволяет реализовать принцип целенаправленности. Основной задачей этой фазы является формирование инвестиционных программ, отвечающих целям стратегической конкурентоспособности российской экономики. Каждый этап этой фазы предполагает осуществление контроллинговых мер для обеспечения строгого соответствия программных мероприятий основным принципам, задачам и ограничениям, учитываемым при формировании государственной экономической политики. Прикладная фаза предполагает формирование обеспечивающих подсистем и механизмов, позволяющих регулировать инвестиционный процесс. К числу обеспечивающих подсистем относятся финансовые, инвестиционные, государственные и частные институты, соответствующая инфраструктура, открытое и прозрачное информационное обеспечение на основе современных коммуникационных технологий, система подготовки кадров для инвестиционной деятельности. Особую роль в составе обеспечивающих подсистем играет инвестиционное законодательство федерального и регионального уровня. Реализация данной фазы призвана обеспечить приток инвестиций в сферы, развитие которых отвечает поставленным целям. Одним из основных условий эффективной реализации этой фазы является формирование системы мониторинга инвестиционного процесса, обеспечивающей получение достоверной и актуальной информации, необходимой для реализации управленческой функции государства.

Рис. 2. Концептуальная модель управления инвестиционным процессом

4. Проблема привлечения иностранных инвестиций тесно связана со спецификой современной международной миграции капиталов, определяемой территориальной, отраслевой и инновационной неравномерностью социально-экономического развития мирового хозяйства, в том числе:

неравномерность накопления капитала в различных странах и в различные промежутки времени и, как следствие, постоянно модифицирующееся несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных территориальных и отраслевых звеньях мирового хозяйства;

формирование специализированных отраслевых структур экономик различных стран – как экспортеров, так и импортеров капитала, следствием чего выступают интеграционные процессы, опирающиеся в т.ч. на взаимопроникновение капиталов, технологий, продуктовых и иных инноваций;

неравномерность мирового распределения основных сырьевых и энергетических ресурсов; разделение точек локализации сырьевых и энергетических ресурсов, с одной стороны, и источников современной технологии их переработки и использования, с другой;

межстрановые различия в показателях воспроизводства «человеческого капитала», уровне квалификации рабочей силы и «цены труда»;

неравномерность инновационного процесса и выявление необходимости его постоянного развития на основе сложения (интеграции) инновационных потенциалов и капиталов ряда стран – участников мирового рынка.

Определяющими для современной международной миграции капиталов выступают такие факторы, как использование результатов инновационных процессов в производстве; освоение новых рынков; доступ к более дешевой рабочей силе; преодоление таможенных и иных барьеров; формирование устойчивых источников сырья и энергии; экологическая «разгрузка» территорий стран - экспортеров капитала и пр. В условиях такого многообразия регулирующих факторов, нормой стали встречные международные потоки капитала - разделение стран на «чистых» экспортеров и импортеров капитала ушло в прошлое. В настоящее время все экономически развитые государства в равной мере выступают и субъектом внешних инвестиций, и объектом приложения капиталов из других стран. Этот процесс также выступает объектом государственного регулирования.

Одной из новаций современной теории международной миграции капиталов выступает признание двойственности социально-экономических последствий этого процесса для принимающих стран. Экономическая теория склоняется к более гибкому пониманию последствий импорта капитала и к признанию того, что в известных случаях он может не только способствовать развитию производительных сил, но и консервировать технологически отсталые экономические структуры стран-импортеров. В частности, это наиболее вероятно, если странами – импортерами капитала, в том числе за счет целенаправленной государственной политики, не обеспечены эффективные механизмы регулирования иностранных инвестиций и их перераспределения в пользу конечных высокотехнологичных отраслей производства. В первую очередь, это касается прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Эти инвестиции являются наиболее эффективным вложением капитала с целью реализации инвестором долгосрочного и даже стратегического экономического интереса, а также обеспечения его права собственности, решающих прав в управлении, особых позиций на конкретных рынках и пр. Сравнительно новым явлением во второй половине ХХ века стала миграция портфельного капитала. Но, если в экономике развитых стран эти инвестиции в преобладающей части участвуют в реальном инвестиционном процессе, то в России объем этих средств (из-за неразвитости финансовых рынков и ряда иных причин) недостаточен.

5. Естественно, что объем и структура иностранных инвестиций должны формироваться не только по критерию экономической эффективности, но и учитывать проблемы национальной безопасности. Политика взаимоотношений с иностранными инвесторами и система приема капитала должны отвечать требованиям инвестиционной безопасности. Автором на основе декомпозиции уровней экономической безопасности выделена (как структурообразующий элемент) инвестиционная безопасность, под которой в диссертации понимается способность национальной хозяйственной системы поддерживать инвестиционный процесс на уровне, обеспечивающем достижение стратегической конкурентоспособности национальной экономики. Формирование и реализация системы обеспечения инвестиционной безопасности включают в себя:

идентификацию факторов инвестиционной безопасности;

выделение параметров инвестиционной безопасности;

формирование системы индикаторов инвестиционной безопасности;

формирование системы ограничений, определяющих условия деятельности инвесторов;

разработку системы мониторинга инвестиционной безопасности по типам инвесторов;

анализ уровня инвестиционной безопасности по стратегическим приоритетам развития РФ;

идентификацию уровня инвестиционной безопасности;

разработку программно-целевых мероприятий, направленных на ликвидацию, нейтрализацию и ослабление угроз инвестиционной безопасности.

При формировании системы инвестиционной безопасности должны быть учтены следующие требования:

система должна быть управляема, наблюдаема и идентифицируема;

при создании системы возможно существование дестабилизирующих элементов или подсистем, поэтому должны быть предусмотрены меры по обеспечению устойчивости системы в целом;

необходимо выделение уровней безопасности по принципу их относительной самостоятельности, так как каждый уровень представляет собой локальную подсистему, соединенную с другими структурными элементами;

необходим контроль всех элементов системы. Высокое качество динамических процессов в них обеспечит эффективность работы всей системы, при ее правильной организации.

В рамках реализации политики инвестиционной безопасности необходимо выделить ряд обобщенных индикаторов, отражающих пороговые уровни безопасности, которые можно охарактеризовать системой критериев общеэкономического и отраслевого плана, включающих:

экономическую активность;

динамику объема производства;

интенсивность инвестиционных и инновационных процессов;

уровень и качество жизни населения;

состояние экологии и др.

Система параметров-индикаторов инвестиционной безопасности должна носить региональный характер с учетом особенностей развития и состояния инвестиционной сферы регионов.

6. Значительную роль в интернационализации или глобализации современной экономики играют транснациональные корпорации (ТНК). В современных условиях наблюдается рост доли ТНК во всей системе мирохозяйственных связей. Особая роль ТНК состоит и в том, что они являются главными субъектами экспорта капитала в форме ПИИ, в наибольшей мере материализующие собой процессы международной кооперации и интернационализации производства, передачи и реализации передовых научно-технических достижений и пр. Как правило, именно ТНК являются наиболее крупными инвесторами в инновационный сектор экономики как развитых, так и развивающихся стран. Российский капитал также все более осуществляет политику международной экспансии на базе отечественных транснациональных компаний, причем в перспективе на статус транснациональных могут претендовать только те российские компании, которые осуществляют активную инвестиционную политику в национальной экономике, а также являются компаниями – инновационными лидерами.

Вместе с тем, к деятельности ТНК в экономике России следует относиться с особым вниманием. Аккумулируя значительные финансовые ресурсы, ТНК часто выходят из-под контроля; внедряясь на национальные рынки, они разрушают сложившееся «соотношение сил» и теснят местных производителей. Используя свою «иностранную» принадлежность, ТНК уходят от ответственности перед государством, где размещают свое производство. Этому может быть противопоставлена лишь разумная экономическая политика государства, в том числе, в сфере инвестиционной безопасности.

7. В условиях современной рыночной экономики государство выступает одновременно и как инвестор, и как регулятор и инициатор инвестиционной деятельности, направленной на удовлетворение интересов общества, реализацию приоритетных целей его хозяйственного и социального развития. Особо сложным объектом государственного регулирования выступает деятельность иностранных инвесторов. Разумеется, это регулирование не может иметь директивного характера (кроме некоторого числа формальных запретов, например, на инвестиции в стратегически важные предприятия), а опирается на систему экономических стимулов. Сложность регулирования иностранных инвестиций со стороны государства состоит в необходимости постоянного балансирования между достаточно противоречивыми требованиями. Большинство стран, декларируя «открытость экономических границ» и формальное равноправие отечественных и зарубежных инвесторов, тем не менее, вынуждено считаться с мнением отечественных инвесторов и производителей, с требованиями экономической и инвестиционной безопасности государства. Другим аспектом политики в отношении иностранных инвестиций выступает обеспечение баланса между привлечением капиталов в целом и необходимостью ориентировать их приток в преимущественно высокотехнологичные отрасли национальной экономики. При этом иностранные инвестиции в эти отрасли должны вести к востребованности продукции национального инновационного сектора, а не создавать для него «уничтожающую» конкуренцию.

8. Одной из проблем миграции капиталов, с которой сталкивается сегодня система международных экономических отношений и которая, прежде всего, затрагивает страны с переходной экономикой, выступают потоки нелегального вывоза (экспорта) капитала. Их главная цель ( не движение капитала в поисках большего инвестиционного дохода, а его сокрытие по различным экономическим и/или политическим причинам. Когда вывоз капитала из страны приобретает широкие масштабы, принято говорить о «бегстве капиталов». Ситуация такого «бегства» наиболее вероятна и в том случае, когда значительная или даже основная часть поступивших в страну иностранных инвестиций приходится на краткосрочные спекулятивные капиталы.

Симптомы такого «бегства» периодически характерны и для российской экономики, принимая во внимание специфику ее позиций в международном движении капиталов – устойчиво высокий удельный вес «прочих» инвестиций, осуществляемых на возвратной основе, т.е., различных кредитов финансовым и нефинансовым организациям. Это подтвердила и ситуация мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Сокращение притока иностранных инвестиций в первом полугодии 2009 г. произошло преимущественно за счет снижения доли «прочих» инвестиций, осуществляемых на возвратной основе, что малосущественно для общих позиций иностранного капитала в экономике страны.

Хотя объем поступающих в страну иностранных инвестиций значителен, однако, с точки зрения их качества (структуры) он пока неадекватен потребностям долговременного устойчивого развития российской экономики. В этом притоке капитала недостаточна доля ПИИ, с которыми в наибольшей степени связана позитивная роль иностранного капитала как инструмента формирования экономики инновационного типа, в частности, через привлечение современных технологий, освоение современных методов организации и управления производством, формирование для российских производителей выгодных многосторонних кооперационных связей. Таким образом, для устойчивого развития российской экономики важно не только улучшение объемных, но и структурно-отраслевых характеристик инвестиций, в том числе, иностранных, что требует решения ряда взаимосвязанных проблем:


загрузка...