ДИАГНОСТИКА ПОТЕНЦИАЛА И СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА СТАРОПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА (01.03.2010)

Автор: Макарова Ирина Валерьевна

Стимулы

Внешние по отношению к отрасли:

прогресс технологий, вызванный переходом к современным технологическим укладам

наличие незаполненных рыночных ниш и потребностей потенциальных потребителей

рост спроса на высокотехнологичную продукцию

Внутриотраслевые:

обострившаяся конкуренция между предприятиями отрасли

диверсификация деятельности отраслевых предприятий

барьеры

Внешние:

государственная политика в отношении высокотехнологичных предприятий

отсутствие рыночных механизмов продвижения продукции на рынок

неразвитость финансово-кредитных институтов, ориентированных на производителя

издержки сертификации и защиты прав собственности

низкая цена труда

Внутренние:

недостаточный потенциал для производства инноваций и осуществления модернизации

отсутствие мотивации к развитию производства

системный кризис в сфере НИОКР

сокращение числа рабочих мест, низкий уровень оплаты труда

быстрое моральное и физическое устаревание основных производственных фондов

разрушение уникальной опытно-экспериментальной базы

нерациональная загрузка предприятий и организаций;

неразвитость кооперационных связей и интеграционных процессов

низкая восприимчивость к инновациям

ресурсы

Производственные, кадровые, организационно-управленческие, финансово – экономические, технологические и инновационные

Направления

Техническая модернизация

Технологическая модернизация

Продуктовая модернизация

Модернизация системы подготовки кадров

Модернизация управленческой системы

Рис.1. Концептуальные составляющие модернизации машиностроительного комплекса

В диссертационной работе обосновано возрастание актуальности проблем обеспечения роста потенциала модернизации машиностроения.

3. Введены в экономический оборот понятия «потенциал модернизации машиностроительного комплекса», «стратегический ландшафт модернизации машиностроительного комплекса». Потенциал модернизации определен как совокупность реальных и скрытых ресурсов, непрерывно или циклично трансформируемых под влиянием внешних сил, обеспечивающих формирование современного технологического облика машиностроительного комплекса. Под стратегическим ландшафтом понимается многомерная адаптационная система, обеспечивающая благоприятные условия и необходимые ресурсы для модернизации машиностроения. Достаточность ресурсов определяется сбалансированностью разнонаправленного влияния внешних и внутренних сил на интенсивность и качество процесса модернизации.

В результате анализа экономической литературы выявлено отсутствие понятия «потенциал модернизации машиностроительного комплекса». Введение его в научный оборот потребовало проведения следующих исследований: уточнение понятия «потенциал» с использованием имеющихся в экономической практике категориального и уровневого подходов; выделение составляющих потенциала машиностроительного комплекса и определение особенностей его оценки.

Проблема изучения потенциала на современном этапе развития является достаточно сложной, поскольку, во-первых, имеется множество противоречивых, часто взаимоисключающих интерпретаций данного понятия, что не дает возможности определиться с его составляющими; во-вторых, не существует какого-либо общепринятого подхода к анализу потенциала или его оценке.

Согласно категориальному подходу потенциал является фактором реальной и потенциально возможной интенсивности осуществления того или иного процесса. Для определения структурных компонентов потенциала проведены теоретические исследования, в рамках которых обосновано, что:

потенциал, в параметрах пространственных и временных характеристик, рассматривается как совокупность ресурсов, способностей и возможностей. Установлено, что как поэлементное, так и триединое (ресурсов, способностей и возможностей) представление потенциала не в полной мере отражает его величину, качество и интенсивность использования. Данным условиям соответствует ресурсное представление потенциала, в котором учитывается дифференциация ресурсов на реальные и скрытые, а также возможность их трансформации под влиянием внешних сил. В работе обосновано понимание реальных ресурсов как накопленных в прошлом и используемых в настоящем кадровых, технологических, производственных и прочих ресурсов; скрытых – как величины неиспользуемых ресурсов, а также наращиваемой интенсивности применения используемых ресурсов;


загрузка...