Художественный мир Джека Лондона: человек – природа – цивилизация (01.03.2010)

Автор: Лунина Ирина Евгеньевна

В романе поставлена проблема истинного и ложного понимания сути цивилизации в связи с развенчанием стереотипов поведения, восприятия «американской мечты» (внешняя и внутренняя суть цивилизации / материальное / духовное). Специфика хронотопа в романе подчинена задаче раскрытия основной идеи произведения: представляя своего героя в настоящем времени, автор проецирует в его сознание прошлое и будущее в различных формах, приобретающих лейтмотивное символическое звучание; образ дома предстает как выражение личностного духовного пространства героя. Сопоставление портретов Идена и Руфи (диалогичность образов), представленных автором через «перекрестное» восприятие, позволяет выявить истинное и ложное понимание сути культуры, ее место в современной цивилизации, определить соотношение культурного и природного начал в человеке (здоровое – сила духа, физическая сила, честный труд; негативное – прозябание, обывательское мышление), понимание характера любви (природное и культурное значения).

Важная тема романа – судьба художника в обществе (мотив творческого, созидательного начала в жизни – механистичность жизни); дуалистичность в понимании идеала, успеха; стереотипное представление о понятии «американская мечта»; мотив свободы / несвободы (в том числе творческой). Одна из центральных проблем в романе, связанная с интерпретацией темы «американской мечты», – индивидуализм и индивидуальность, в связи с чем мы рассматриваем развитие мотива одиночества, важность дискуссионного элемента в романе, систему образов (Иден – Руфь, Иден – Бриссенден, Иден – Морзы и т.д.). Эволюция мечты Идена отражает динамику образа героя, трансформацию его представления об «американской мечте». Придя из «мира природы» в «мир цивилизации» («мир культуры» – для Идена), по мере вживания в новый, столь желанный для него мир, герой пытается изжить в себе природное начало, ощущая его «неуместность», а добившись этого, утрачивает свое подлинное «я». Герой в финале романа бежит не от себя – он стремится вернуться к себе, прежнему. Попытка осуществить эту мечту заранее обречена на провал, причина – в «токсическом элементе цивилизации» (А. Дюмон).

Финал романа приобретает философское звучание посредством системы символов (название корабля, имя героя, литературные аллюзии). Мотив несбывшихся надежд, столь характерный для романтической литературы, в «Мартине Идене» получает реалистически обоснованную трактовку, как и конфликт между мечтой и действительностью, превратившийся в художественном сознании писателя в конфликт «американской мечты и творческого мышления, культуры.

Рассказав в романе о частной судьбе одного человека в общем контексте судьбы нации, судьбы ее идеалов, Лондон раскрыл не только трагедию Мартина Идена, но и трагедию американской цивилизации, утрачивающей связь с подлинной культурой. Писатель сумел художественно воплотить мысль о том, что культура должна обеспечивать устойчивость социального организма, динамичное развитие цивилизации; культура и цивилизация могут существовать только в единстве; разрыв между ними – угроза гуманистическому обществу.

Размышления Лондона о человеке в системе культурных ценностей, являющихся важной составляющей цивилизации в контексте утраты / обретения им связи с природой занимают важное место в романе «Мятеж на "Эльсиноре"» (1914). В разделе прослежены проблемно-тематическая, художественно-образная близость романа романам «Морской волк» и «Мартин Иден», жанровое своеобразие (морской роман, novel, romance, роман-дискуссия и др.), философско-эстетические истоки романа. Помимо внешнего, событийного (динамика, приключенческий элемент) в произведении важен второй план, связанный с размышлениями писателя о путях развития Америки (традиции «Моби Дика» Г. Мелвилла). В связи с этим представляется важным проследить особенности хронотопа (образ корабля, океана; художественное время в сопоставлении и совмещении временных пластов в связи с мотивом памяти и воспоминаний и т.д.). На смену традиционному для ранних произведений мотиву преемственности «настоящее – прошлое – будущее» приходит мотив сожаления о прошлом (роль литературных и исторических реминисценций в создании особого идейно-тематического пространства романа; особенность повествовательной точки зрения). Особое внимание уделяется анализу образной системы (развитие идеи, особенности композиции). Цивилизация осмысливается в романе как источник болезни века (пресыщенности), интеллектуальность Патгерста – как признак цивилизованного человека, любовь – как важнейший стимул к изменению сознания. Лондон выражает уверенность, что подлинная культура человека определяется не только суммой знаний, но и памятью рода, нации – это лейтмотивная мысль в его творчестве. В романе озвучена уже знакомая идея о том, что для здоровой цивилизации необходим человек, сочетающий в себе жизненную силу (здоровый инстинкт), интеллект, культуру, нравственную основу (тема любви). Джон Патгерст, как и Мартин Иден, отправился в океан, разочаровавшись не только в самой «цивилизованной» жизни, но и в тех идеалах, которые она утверждает. Успех как знак осуществления «американской мечты» в общепринятом, стереотипном представлении, перестал для него быть безусловной значимой силой. Он утрачивает потребность в этом идеале; происходит смена приоритетов. Иден, отправившийся на поиски себя, потерянного, по сути, отправлен автором в «бессрочный путь». Патгерст находит иной путь: его «американская мечта», не исключающая идеи стремления к индивидуальному успеху – мечта не индивидуалиста, а человека, чья духовная сила обусловлена чувством любви.

В разделе 5.3. – «Национальный американский миф в рассказах Джека Лондона 1900-1916 гг.: эволюция философско-этических приоритетов писателя» – объектом анализа стали рассказы разных лет в контексте художественного воплощения в них авторского взгляда на проблемы развития локальной цивилизации Америки в связи с эволюцией восприятия писателем главной американской мифологемы – «американской мечты». В рассказах Лондона конфликт предстает как одна из существенных составных частей художественной идеи; большинство из рассказов построено на совмещении плана внешнего действия, «стихийно-драматичного», и внутреннего, связанного с динамикой духовного развития героя (внешний и внутренний сюжет). Художественный образ мира в рассказах предстает как мир, отражающий сознание писателя-романтика (мир чувств) и писателя-реалиста (аналитическое начало).

Анализ «Северных рассказов» (1900-1907 гг.) позволяет выявить проблемно-тематический комплекс, развитие основной идеи, реализуемой в совокупности поэтических средств. Соглашаясь с мнением, что ведущей темой «Северных рассказов» является «тема романтического противостояния природы и буржуазной цивилизации», мы акцентируем внимание также на других важных социальных и моральных проблемах и темах, наличии второго плана, раскрывающего философскую, социальную или нравственную позиции автора. В рассказах уделяется внимание особенностям повествовательной стратегии, композиционным формам, приемам создания особой атмосферы действия. Важной представляется проблема состоятельности / несостоятельности мифа об «американской мечте», связанная с мотивом испытаний, обусловленных контактом героев с суровой и бесстрастной природой, с культурой аборигенов, пониманием законов природы и цивилизации. В рассказах получает развитие идея о том, что люди, уходя из мира цивилизации, приносят ее с собой, формируя тем самым в условиях Севера новый тип цивилизационных отношений, основанный на более гуманных и справедливых, как полагает Лондон, законах природы. Достичь успеха на Севере можно только изменившись – таков лейтмотив рассказов. Герои Лондона, оставаясь верными идеологеме «self-reliance», осознают важность особого кодекса жизни на Севере, приходят к пониманию успеха как обретения личностного самосознания, утраченного в печальном опыте общения с миром цивилизации Больших Городов. Цивилизация Больших Городов предстает не только как антитеза миру природы, миру Севера, но и как фактор, сформировавший людей (мотив воспоминаний, лейтмотив преодоления стереотипов поведения). Одной из центральных является тема законов, определяющих жизнь на Севере. Тема «природа как учитель» (традиции Дж. Ф. Купера, Г. Мелвилла, Г. Торо), раскрываемая в лирическом, философско-аллегорическом и натуралистическом планах, обусловливает развитие в рассказах проблемы постижения смысла жизни и сути успеха, ответственности человека за ход развития цивилизации. Диалогичность «Северных рассказов» заключается в определенной системе образов людей, в особом варианте «пары героев» – человека и природы.

Сборник рассказов «Смок Беллью» (1912) проанализирован в связи с интерпретацией на новом этапе творчества писателя темы фронтира. Главным объектом анализа является эволюция сознания главного героя, прослеженная в контексте особенностей хронотопа, проблемно-тематической структуры рассказов как эпического целого. Важным представляется художественное раскрытие темы становления личности; противопоставление идеалов буржуазной цивилизации и идеалов, формирующихся в условиях жизни на Севере; темы исторической преемственности в связи с идеей духовной преемственности как фактора поступательного развития цивилизации; тем любви, азарта, борьбы, одиночества. Проблемно-тематический комплекс рассказов раскрывается в связи с определением повествовательной стратегии (рассказчик / автор / герой), системы образов (сопоставление, противопоставление), особенностей символики, аллегоричности образов, системы мотивов (мотив дороги, движения как символ духовного развития, мотив золота и т.д.) и лейтмотивов (антитеза силы и слабости человека). Герой рассказов – посредник между цивилизацией и миром природы, предстающей как «полигон для испытаний», мерило ценностей, великий Учитель. На Севере человек, по мнению писателя, должен сохранить в себе лучшие черты культуры как нравственной составляющей цивилизации (чувства и интеллект – черты культурного (цивилизованного) человека, способствующие прогрессу). В рассказах мы видим смену оценочных параметров в понимании писателем национальных мифов.

Разделяя мнение ряда западных философов о том, что город – воплощение цивилизации, ее средоточие, Лондон в ряде рассказов (сб. «Лунный лик», 1906; «Когда боги смеются», 1907; «Рожденная в ночи», 1913; «Сила Сильных», 1914; «Черепахи Тасмана», 1916; «Красное божество», 1918) обращается к теме «человек – цивилизация – природа» сквозь призму осмысления двойственности человека, сформированного культурной средой буржуазной цивилизации, ощущающего (или не ощущающего) в себе потребность в жизни вне мира городов, опровергающего неоспоримость мифа об «американской мечте» как единственного жизнеопределяющего фактора. Тема двойничества раскрывается в рассказах в связи с интерпретацией понятия «успех», в контексте развития мотива связи поколений, выражающей динамику менталитета нации. В поздних рассказах Лондон обращается к теме переосмысления сути «американской мечты»: через частную судьбу «маленького» человека писатель показывает важность духовной составляющей великого национального мифа, развивает мотивы сна / пробуждения, дороги, земли / океана, любви, мечты / действительности и др. Автор использует аллегории, развернутые метафоры, антитезы в системе образов, элементы притчи и т.д. Единичные эпизоды из жизни разных по социальному, нравственному, культурному статусу людей, положенные в основу сюжета проанализированных рассказов Лондона, складываются в обобщенный и одновременно конкретный образ художественного мира, отражающего личность писателя. Развивая темы, намеченные в ранних рассказах, в поздний период (после 1909 г.) писатель расставляет в них иные акценты, обусловленные новым отношением к проблеме «человек – природа – цивилизация». Остается неизменной нравственная позиция Лондона, отмеченная глубоким гуманистическим пафосом и верой в Человека.

Раздел 5.4. «Художественное воплощение национальных идеалов в "Калифорнийской трилогии" Джека Лондона». В разделе представлен анализ романов «День пламенеет» (1910), «Лунная долина» (1913), «Маленькая хозяйка большого дома» (1916), определяемых как «калифорнийская трилогия» , в контексте изменения идейно-эстетических приоритетов писателя после 1909 г., его связи с региональной традицией (калифорнийская школа), и выявлением новаторских тенденций в творчестве. В обращении Лондона к традиционной для американской литературы теме «бегства из города на лоно природы» не обнаруживается утопического начала; его герои не бегут от цивилизации, а, сохраняя внутреннюю связь с ней, ищут возможности реализовать свой идеал в деятельном, созидательном труде на лоне природы, находятся в процессе осознания своего места в современной цивилизации, в поиске дороги к себе. Мифологема пути предстает в произведениях Лондона как странствие не только физическое, но и духовное. Верный себе, писатель стремится представить характер времени, постичь суть современной цивилизации через восприятие динамики духовных поисков человека, вовлеченного в бурный водоворот жизни. Жизнь души героя Лондона вписана в жизнь нации; он – ее часть, воспитан на ее мифах и традициях; это тот, кто «делает себя сам», «полагается на свои силы». Герой Лондона, воплощающий в себе авторское понимание «американского характера» (черты «нового Адама»), веря в достижимость «американской мечты», наполняет миф новым, гуманистическим содержанием.

В романе «День пламенеет» образ Элама Харниша воплощает центральную идею, структурирует проблемно-тематический комплекс романа в связи с раскрытием центральной проблемы «человек – природа – цивилизация», обусловливает особенности композиции, хронотопа, способ выражения авторской позиции. В герое происходит процесс смены жизненных приоритетов, установок на успех, который возможен только при способности сделать сознательный выбор. «Поединок» Харниша с Городом – это аллегорическое повествование о «поединке» Природы и Цивилизации, завершающемся в романе признанием важности роли человека в процессе гармонизации двух начал, природного и цивилизационного. Мы раскрываем значение образа Дид Мэсон в связи с идеей преобразующей силы любви не только как фактора личностного развития, но и цивилизационного (героиня соединяет два мира – природы и культуры); обосновываем авторское понимание проблемы индивидуализма.

Романом «Лунная долина» Лондон призывает пересмотреть отношения с цивилизацией, сделавшей ставку, прежде всего, на промышленный прогресс, в ущерб законам природы. Нами выявляются особенности жанра (роман путешествия, роман-дискуссия, novel, romance), композиции, проблемно-тематического комплекса. Писатель разрабатывает новый вариант фронтира (фронтир «личностный», «духовный»). Идея романа – сохранение духовной связи с историческими корнями – раскрывается в связи с развитием мотива связи времен как наследования идеалам, сформировавшим американскую нацию, мифологизированному прошлому (система лейтмотивных образов, символов, мотив повторяемости и т.д.). Герои романа (Саксон прежде всего) являются выразителями национально-этнического сознания, предполагающего идентификацию человека с определенным историческим прошлым его нации, этноса. Автор активно использует прием сравнения и сопоставления (прошлое и настоящее в личном пространстве, в развитии нации, страны). Тема преемственности поколений связана с темой прогресса нации, американской цивилизации, мотивом доверия к основополагающим принципам, ее сформировавшим. Мотив осмысления и переосмысления «американской мечты» как важной идеологемы американской нации определяет динамику образов героев романа, чему способствует развитие мотива дороги. Путешествие героев, как и в книге «Дорога», становится своего рода метафорой пути нации. Важный композиционно структурирующий роман мотив – противопоставление города как средоточия цивилизации и природы. Путь Билла и Саксон к своей земле – не столько бегство от цивилизации, сколько поиск возможности реализовать себя в условиях цивилизации, который могут осуществить люди, сохранившие способность к нравственному и интеллектуальному развитию; одновременно это романтический поиск своей мечты (роль символов в романе). Становление личности героев во время путешествия происходит на двух уровнях – гражданском (следование «американской мечте», трансформация индивидуализма в индивидуальность, формирование национального самосознания) и личностном (постижение животворного природного начала, любви как источника жизненной силы, свободы выбора). В их сознании социальное (земля как источник хозяйствования) и эстетическое (источник наслаждения) понимание природы сливается в единое представление о ней как о силе, способной гармонизировать жизнь человека. Тема хищнического отношения к природе в процессе цивилизационного освоения континента, у истоков которой стоял Дж. Ф.Купер, рассматривается Лондоном в «Лунной долине» на материале нового этапа в развитии американской цивилизации. Поиск идеала вне условий городской цивилизации не означает разрыва связи героев с ней. Особую роль в романе играет образ дома как символического воплощения внутренней сути человека и важного параметра «американской мечты».

Лондон завершает свои размышления на тему «американской мечты» в романе «Маленькая хозяйка большого дома» постановкой вопроса: может ли быть счастлив человек, «сделавший себя сам», занимаясь творческим трудом на лоне природы; является ли возможность реализовать «американскую мечту» залогом прогресса цивилизации? Пристальный интерес писателя не только к тайнам души, но и подсознательным импульсам человека (З. Фрейд, К. Юнг) определяет особенности психологического анализа в его поздних произведениях. Тема взаимоотношения полов, ее связь с историей общества в романе Лондона прослежены в связи с актуальностью проблемы в начале ХХ в. (М. Нордау, Х. Эллис, И. Хеккель, У.Д. Хоуэллс, Г. Джеймс, Э. Уортон, Дж. Конрад и др.). Идея романа: насколько важно человеку как объекту и субъекту цивилизационного процесса сохранить в себе связь с природным, естественным началом – раскрывается, как и в двух предыдущих романах трилогии, благодаря особенностям хронотопа и системе образов, лейтмотивов, символов. Пространство (образ Дика Форреста – образ Дома – образ поместья – образ Калифорнии) и художественное время (прошлое – настоящее – будущее) определяют два «вектора» в развитии идеи (вектор деловой и интеллектуальной жизни и вектор времени межличностных отношений). Образ дома предстает в романе как символическое воплощение «американской мечты», личностного пространства его хозяев. Мы обращаем внимание на особенности повествовательной стратегии (смена повествовательных точек зрения), поэтику образов, отмечаем связанные с образом Паолы темы и мотивы (выбора, двойственной природы человека – чувственное и рациональное мышление). Паола находится между жизненными позициями, воплощенными в двух мужчинах: с Диком сближает потребность в созидательном труде, упорство и сила характера; с Грехемом – чувственность, потребность в эстетическом отношении к жизни. Героиня вынуждена делать выбор между двумя типами жизни, воплощенными в этих качествах. Автор в романе представляет ретроспективный взгляд на прошлое героев, сформировавшее их истинными американцами (как Харниша, Билла и Саксон), воплотившими эмерсоновскую доктрину «доверия к себе». Связь поколений – важный идееобразующий мотив в романе; жизнь героев в настоящем осмыслена писателем в связи с историей их родов, историей нации. Песнь Багряного Облака и Песнь Горца – лейтмотивные символы в романе, цель которых – выразить противоположные начала в личности Дика (готовность к созиданию и дарвиновский подход к жизни), подчеркнуть мысль о различном символическом наполнении образов Дика и Паолы. Темы споров в доме обозначают смысловые точки в романе: во имя чего человек должен трудиться; роль и судьба иммигрантов в Калифорнии (в частности, «азиатский» вопрос); процесс формирования американской нации; основа отношений между людьми; проблема сильного человека; вопрос о роли личности в историческом процессе; отношение к женщине как отражение феминистических тенденций в обществе; понятия «интеллект» и «чувство». Писателю удалось показать в романе, что человечество живет на грани двух миров – существующего независимо от него мира природы и созданного им мира материальной культуры. Инстинкты и чувства, инстинкты и рациональное, интеллектуальное начало в человеке, интеллект и чувство – тот треугольник идей, который воплощен в любовном сюжетном треугольнике. Одно на поверхности, другое – в философском подтексте романа, придающем ему художественную глубину, создающем эффект айсберга. Созидая, стремясь достичь личного успеха и блага для своей страны, человек, по мысли Лондона, может утратить чувство внутренней, духовной гармонии: деятельность, созидание в сфере материального вытесняет в цивилизованном человеке потребность в созидании внутреннем, духовном. Финал – аллегорически понимаемая смысловая точка в романе: конфликт «цивилизация (интеллектуальное, культурное начало) – природа (инстинкты, биологическое начало) – человек (как вечное «поле битвы» этих составляющих)» – не может быть разрешен.

«Калифорнийская трилогия» завершает начатое Лондоном в романе «Мартин Иден» и продолженное в ряде его поздних рассказов размышление о путях развития американской нации, роли человека в цивилизационном процессе. Вслед за американскими романтиками, стремившимися найти в природе оппозицию буржуазному меркантилизму, он проводит мысль о том, сколь важно для человека сохранить связь с ней, не преуменьшая роли культурного начала как, прежде всего, нравственного, духовного содержания цивилизации. Последовательно развивая мысль о том, что следование основополагающим принципам американской демократии, к числу каковых он относит эмерсоновское учение о «доверии к себе» и миф об «американской мечте», является неизменным условием прогресса американского общества, Лондон полагает важным обратить внимание на необходимость изменения жизненных приоритетов. Индивидуализм должен привести к формированию индивидуальности, реализовать которую, в понимании писателя, возможно в условиях созидательного труда при гармоничном существовании трех важных составляющих жизни – человека, природы и цивилизации.

В Заключении делаются выводы и подводятся итоги исследования. Джек Лондон сумел создать за свою недолгую, яркую жизнь собственный художественный мир, отразивший самобытность его личности, эволюцию идейно-эстетических взглядов. В центре созданной им художественной системы – Человек, сущность которого писатель воспринимал и истолковывал в системе сложных общественных конфликтов, отразивших основные тенденции социально-политической и культурной жизни эпохи рубежа XIX-XX веков, а также в структуре межличностных отношений. Лондон во многом опередил свое время, реализовав в своем творчестве идеи о возможных путях развития цивилизации, актуализировал вопросы о дегуманизации современной цивилизации, предвосхитив научные открытия середины и конца ХХ в. Тема связи человека с миром живой природы осмысливается писателем в комплексе идей, структурирующих его художественный мир, различных мотивов, спектр которых менялся в его творчестве при сохранении верности общим нравственно-эстетическим установкам. Идея важности духовного самосовершенствования человека в процессе эволюции общества, в ходе исторического процесса для Лондона была столь же важна, как и идея социального преобразования. В центре художественного мира Лондона – сформулированный писателем идеал: создание общественной формации, в которой гармоничное существование человека будет обеспечено благодаря приоритету культурно-духовных ценностей, основанных на тесной связи с природой. С присущей ему склонностью не только критиковать, но и предлагать положительную программу действия, Лондон высказывает мысль о роли созидательного начала в процессе становления общества и формирования личности человека. Эволюция творчества Дж. Лондона, формирование его художественного мира во многом были обусловлены восприятием им проблемы «человек – природа – цивилизация» сквозь призму нравственных приоритетов, его уверенностью в том, что любой исторический процесс – это, прежде всего, история Человека.

Библиографический список состоит из 689 наименований.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Монография:

Лунина И.Е. Художественный мир Джека Лондона. – М.: Изд-во МГОУ, 2009. /21 п.л./

Учебно-методические пособия:

Лунина И.Е. Поздний этап творчества Джека Лондона: Учебное пособие по спецкурсу. – М.: Изд-во МПУ, 1996. /4 п.л./

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

Лунина И.Е. Цивилизация и человек в романе Дж. Лондона «Алая чума» // Вестник Московского государственного областного университета / Серия «Русская филология». – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – № 1. – С.113-118. /0,5 п.л./

Лунина И.Е. Проблема «цивилизация и человек» в книге очерков Дж. Лондона «Люди бездны» // Вестник Московского государственного областного университета / Серия «Русская филология». – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – № 2. – С.228-233. /0,5 п.л./

Лунина И.Е. Семантика художественного пространства в романе Дж. Лондона «Морской волк» // Вестник Московского государственного областного университета / Серия «Русская филология». – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – № 3. – С. 18-22. / 0,5 п.л./

Лунина И.Е. Образ промышленной цивилизации в творчестве Дж. Лондона // Вестник Московского государственного областного университета / Серия «Русская филология». – М.: Изд-во МГОУ, 2007. – № 2. – С.181-187. /0,5 п.л./

Лунина И.Е. Особенности поэтики книги Дж. Лондона «Дорога» // Вестник Московского государственного областного университета / Серия «Русская филология». – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – №.2. – С.100-106. /0,5 п.л./

Лунина И.Е. Проблема «человек и цивилизация» в автобиографической книге Дж. Лондона «Джон Ячменное Зерно» // Вестник Тамбовского университета / Серия «Гуманитарные науки».– Тамбов: Изд-во Тамб. ГУ, 2008. – Вып.4 (60). – С.280-285. /0,6 п.л./

Лунина И.Е. «Северные рассказы» Дж. Лондона в контексте осмысления проблемы межрасовых отношений // Вестник Московского государственного областного университета / Серия «Русская филология». – М.: Изд-во МГОУ, 2008.– С.134-140. – №.4 /0,5 п.л./

Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов

Лунина И.Е. Идеологические аспекты поздних романов Д. Лондона // Зарубежная литература XIX-XX веков и идейно-эстетическая борьба: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МОПИ, 1986. – С.57-62. /0,5 п.л./

Лунина И.Е. Некоторые аспекты позднего мировоззрения Дж. Лондона и роман «Маленькая хозяйка Большого дома» // Писатель и общество. Американская и английская литература XIX-XX веков: Межвуз.сб.науч. тр. – М.: Изд-во МОПИ, 1987. – С.122-128. /0,5 п.л./

Лунина И.Е. Ф.М. Кроуфорд и его место в американской литературе рубежа XIX-XX веков // Эксперимент и традиция в зарубежной литературе XIX-XX веков: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МПУ, 1992. – С.67-77. / 0,5 п.л./

Лунина И.Е. К вопросу о теме Италии и Востока в творчестве Ф.М. Кроуфорда // Традиции и новаторство в литературах стран Западной Европы и США: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МПУ, 1994. – С.69-76. /0,5 п.л./

Лунина И.Е. Особенности проблематики и художественного метода в романе Ф.М. Кроуфорда «Мистер Исаакс» // Идейно-художественное многообразие зарубежных литератур нового и новейшего времени: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МПУ, 1995. /0,6 п.л./

Лунина И.Е. Особенности поэтики в романе Ф.М. Кроуфорда «Зороастр» // Проблемы зарубежной литературы XIX-XX веков. Межвуз. сб. науч. тр. / депон. – М.: ИНИОН РАН. – 26.06.1996 г. – № 51664. – /0,5 п.л./

Лунина И.Е. Книга путевых очерков Марка Твена «Простаки за границей»: проблема автора и героя // Проблемы зарубежной литературы XIX-XX веков: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МПУ, 1998. – Ч.2. – С.72-87. /0,5 п.л./

Лунина И.Е. Романтизм и реализм в «военных новеллах» Амброза Бирса // Проблемы зарубежной литературы XIX-XX веков: Межвуз. сб. науч. тр. / депон. – М.: ИНИОН РАН. –18.06 1998 г. – № 53665. – С.98-107. /0,6 п.л./

Лунина И.Е. Европа в восприятии М. Твена и Ф.М. Кроуфорда (реалистический и романтический подходы) // Российская американистика в поисках новых подходов: Материалы V научной конференции ассоциации изучения США. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – С.59-68. /0,5 п.л./

Лунина И.Е. Традиции Э. По в творчестве А. Бирса // Проблемы истории литературы: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МГОПУ, 1999. – Вып.8. – С.56-69. /0,8 п.л. /


загрузка...