Теория, методология и направления бюджетной децентрализации (01.03.2010)

Автор: Ларина Светлана Евгеньевна

119606, г. Москва, пр. Вернадского, 84.

См., напр.: Распоряжение Правительства РФ от 3.04.2006 г. № 467-р «Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах»; Распоряжение Правительства РФ от 8.08.2009 г. № 1123-р «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года».

См.: Николаев И.А., Марченко Т.Е., Титова М.В. Кулиш Ю.А. Российские регионы в борьбе с кризисом (аналитический доклад). // Бюджет. – 2009. – июнь. – С. 92-93.

«Гипотеза Левиафана» (или модель правительства как монополиста в производстве общественных благ) была предложена Дж. Бренненом (G. Brennan) и Дж. Бьюкененом (J. Buchman) в развитие идей Ч. Тибу. См.: Панорама экономической мысли конца ХХ столетия. / Под ред. Д. Гринэуэя, М. Блини, И. Стюарта: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.С. Автомонова и С.А. Афонцева. – СПб: Экономическая школа, 2002. Т. 1. С. 280-281.

Токвиль А. де Демократия в Америке. – М.: Прогресс – Литера, 1994. С. 84.

См.: Там же.

Институциональные условия:

демократические преобразования, развитие процесса коммуникаций между институтами власти и гражданами

Формы бюджетной децентрализации:

деволюция

деконцентрация

делегирование

Инструментарий бюджетной децентрализации:

разграничение полномочий, формирующих расходные обязательства по уровням бюджетной системы;

самостоятельность территориальных органов власти в определении направленности расходования средств соответствующего бюджета;

разграничение доходных источников по уровням публичной власти в бюджетной системе;

формирование и границы налоговой автономии территориальных органов власти;

формы и методы предоставления финансовой помощи;

наличие регулятивных механизмов координации и кооперации деятельности органов власти;

бюджетные ограничения, формирующие требования ответственного управления общественными финансами на территориальном уровне;

система стимулов и поддержки инициатив, ориентирующая территориальные органы власти на повышение качества управления финансовыми ресурсами на подведомственной территории;

система мониторинга территориальных финансов и управления ими;

виды, формы и методы контроля финансовой деятельности территориальных органов власти.

Элементы модели бюджетной децентрализации:

правовая основа, включающая законодательную базу разграничения функций и ответственности (полномочий) между органами публичной власти;

ресурсное обеспечение, формирующее необходимые для реализации полномочий финансовые ресурсы, объекты и права собственности;

организационная составляющая, представленная в практических вариантах вертикального и горизонтального взаимодействия органов власти в условиях бюджетной децентрализации, координации их деятельности;

контроль результатов деятельности органов власти через институты административного и общественного контроля.

Стратегия управляемого развития

Стратегия «спонтанного порядка»


загрузка...