Теория, методология и направления бюджетной децентрализации (01.03.2010)

Автор: Ларина Светлана Евгеньевна

ЛАРИНА Светлана Евгеньевна

ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ

БЮДЖЕТНОЙ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

Специальности: 08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит

08.00.01 – экономическая теория

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Москва – 2010

Диссертация выполнена на кафедре финансов и отраслевой экономики федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ

Мацкуляк Иван Дмитриевич

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Ишина Ирина Валерьевна

доктор экономических наук, профессор

Кадомцева Светлана Владимировна

доктор экономических наук, профессор,

академик РАЕН

Павлов Вячеслав Иванович

Ведущая организация: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»

Защита состоится «18» мая 2010 года в 14 часов на заседании диссертационного совета по экономическим наукам Д 502.006.05 в РАГС по адресу: 119606 г. Москва, пр. Вернадского 84, корпус 1, ауд. № 2228.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС.

Автореферат разослан «16» апреля 2010 года

Ученый секретарь

диссертационного совета В.М. Яковлев

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Тенденции развития национальных бюджетных систем в современных условиях связаны с нахождением баланса в распределении и управлении бюджетными ресурсами между различными уровнями публичной власти. Это выражается в усилении процесса децентрализации государственного управления и становлении действенного института местного самоуправления, совершенствовании механизмов взаимодействия бюджетов разного уровня в рамках единой бюджетной системы страны, разработке стимулов к эффективной и ответственной деятельности территориальных органов власти в бюджетно-налоговой сфере, оптимизации бюджетного процесса на всех уровнях управления общественными финансами.

Финансовая координация и взаимодействие между уровнями государственной власти должны дополняться комплексным исследованием перспектив развития бюджетов муниципальных образований, органы управления которыми призваны реализовывать предпочтения граждан в локальных общественных благах, иметь ресурсы для эффективного их производства. Это обусловливает необходимость разработки теоретических моделей и практических рекомендаций по развитию государственных и муниципальных финансов, базирующейся на обоснованной бюджетной децентрализации, имеющей в своем основании принципы и механизмы разграничения обязанностей по предоставлению общественных благ и их финансового обеспечения, стимулируя ответственное управление бюджетными доходами и расходами, способствуя укреплению организационно-управленческого, социально-экономического, бюджетного потенциала территорий в целях наиболее полного, эффективного и результативного удовлетворения общественных потребностей.

В ходе реформирования межбюджетных отношений и местного самоуправления в России появилась система муниципальных бюджетов, достигнут определенный прогресс в методах их регулирования, сформированы рамочные принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов власти в бюджетной сфере. Однако складывающаяся организация бюджетных взаимосвязей, рост дифференциации социально-экономического положения территорий, постоянное перераспределение расходных полномочий, слабость финансовой базы муниципального развития, – все это приводит к снижению бюджетной автономии муниципалитетов, воспроизводя пассивную позицию местных администраций в управлении муниципальными финансами и инертность, экстенсивное потребление располагаемых ресурсов. Стимулирующие механизмы, несмотря на то, что их необходимость постоянно подчеркивается в правительственных документах, остаются слабо выраженными и сводятся к ужесточению требований по формальным правилам управления территориальными финансами, зафиксированным бюджетным законодательством.

Проблемы межбюджетных отношений и формирования местных бюджетов обостряются в условиях финансового кризиса, который выявил, помимо прочего, ограниченные возможности региональных и муниципальных властей в проведении инициативной антикризисной бюджетной политики, и еще раз продемонстрировал ведущую роль федерального центра в бюджетном процессе на территориальном уровне.

Таким образом, актуальность темы настоящего диссертационного исследования определяется наличием теоретических и практических проблем, присущих бюджетной системе в целом, так и функционированию органов государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления в России, обусловивших необходимость концептуальной проработки методологических и методических аспектов развития бюджетной децентрализации. Актуальной научной проблемой, имеющей важное народнохозяйственное финансово-экономическое и институциональное значение, является комплексное исследование современного состояния региональных и местных бюджетов России, их роли в системе управления общественными финансами, выявление факторов и механизмов, обеспечивающих реализацию потенциала бюджетной децентрализации и реформирование на этой основе общественного сектора экономики.

Степень разработанности темы. Исследование проблем бюджетной децентрализации многопланово, и представлено в трудах зарубежных и отечественных специалистов с различных позиций и с разными акцентами.

Так, в работах С.Б. Авдашевой, А.А. Аузана, Д. Кеттла, В.Л. Тамбовцева, А.Е. Шаститко и др. с позиций неоинституциональной экономики поднимаются вопросы децентрализации государственного управления, прежде всего, с точки зрения необходимости повышения эффективности в реализации функций государства по предоставлению публичных благ и услуг. На основе теории общественного сектора разрабатываются варианты оптимизации производства общественных благ, в том числе с выделением локальных общественных благ и обоснованием их децентрализованного предоставления. В частности, такие модели рассмотрены в трудах Э.Б. Аткинсона, Г.А. Ахинова, Дж. Бьюкенена, Е.Н. Жильцова, В.С. Занадворова, М. Олсона, У. Оутса, П. Самуэльсона, Дж.Э. Стиглица, Ч. Тибу, Л.И. Якобсона и др.

Особое значение вопросы бюджетной децентрализации приобретают в контексте развития бюджетного федерализма. Здесь следует выделить работы А.В. Белова, Д. Брюммерхоффа, Т.В. Грицюк, Т.А. Голиковой, Н.Б. Ермасовой, А.Г. Игудина, С.В. Кадомцевой, В.В. Климанова, Г.В. Курлянской, В.Н. Лексина, Р. Масгрейва, И.Д. Мацкуляка, И.Н. Мысляевой, А.М. Лаврова, Ю.И. Любимцева, Н.И. Ляховой, М. Олсона, И.В. Подпориной, Е.В. Пономаренко, В.Б. Христенко, А. Шаха, А.Н. Швецова, Р.Д. Эбела, М.Н. Яндиева и др. В исследованиях этих авторов раскрывается проблематика принятия управленческих решений через анализ системы межбюджетных отношений и эффективности межбюджетных трансфертов как направления развития бюджетного федерализма.

Изучению специфики муниципальных финансов в современных условиях посвящен ряд исследований, проведенных такими экономистами, как Т.Н. Богатырева, Л.Л. Игонина, С.А. Карчевская, Г.Б. Поляк, Л.И. Пронина, Л.Г. Рагозина, О.В. Савранская, И.В. Стародубровская, Э. Слэк, С.Г. Ходасевич, Х. Циммерманн, А.В. Чернявский, А.Н. Швецов, Г.И. Юрьева и др. В работах этих авторов представлены методологические и методические подходы к укреплению ресурсной базы органов местного самоуправления, модели их взаимодействия с государственными структурами по вопросам предоставления государственных (муниципальных) услуг, рассматриваются финансовые и организационные аспекты муниципальной реформы, обосновывается важность фискальной автономии местных органов власти.

Отдельные вопросы совершенствования бюджетной политики и бюджетного процесса на основе результативного бюджетирования, включая территориальный уровень управления общественными финансами, обсуждаются в трудах М.П. Афанасьева, П. Брука, Ю.М. Воронина, В.С. Ефимовой, В.В. Климанова, А.М. Лаврова, А.В. Осташкова, М.П. Придачука, М.В. Романовского, И.В. Стародубровской, А.В. Улюкаева и др.

Характер проблем формирования территориальных бюджетов и необходимость модернизации управления общественными финансами обусловливает значительный интерес научного сообщества к механизмам развития взаимоотношений бюджетов разных уровней, о чем также свидетельствуют материалы научно-практических конференций, семинаров и круглых столов.

Однако, важнейшие вопросы специфики функционирования органов власти по предоставлению государственных (муниципальных) услуг и ее влияния на механизмы их финансового обеспечения, формирования эффективных схем регулирования бюджетных и межбюджетных взаимосвязей с целью развития потенциала территориальных бюджетов, систематизации противоречий бюджетной системы, которые обусловлены как собственно бюджетной децентрализацией, так и особенностями национальных подходов в ее осуществлении, и которые обостряются в условиях финансовой и экономической нестабильности, – эти вопросы вызывают необходимость их глубокой и всесторонней теоретической проработки.


загрузка...