Реформирование института  образования  в  условиях трансформации  таджикского  общества  (социально – философский анализ) (01.03.2010)

Автор: Курбанов Абдурахмон Шерович

- показано, что традиционная система образования в своей классической модели не в состоянии обеспечить органического вхождения новых поколений в реальное многообразное и разнофункциональное социальное поле, вызывая к жизни еще один кризис – кризис системы образования как института социализации;

- установлено, что глобализация как мировое явление затронуло и систему образования в Таджикистане, что имеет как позитивные, так и негативные стороны. Показано, что непосредственный перенос и «пересадка» на таджикскую почву западных моделей образования не может быть осуществлен по ряду признаков, важнейшим из которых – веками сформированные национально – культурные особенности таджикского народа, и опыт таджикского просвещения;

- выявлено, что кризис таджикского образования несет на себя особенности переживаемого общего кризиса – социально – экономического, демократического, национально – этического кризиса, кризиса духовности, культуры, науки, кризиса таджикского общественного интеллекта. Но несмотря на общее кризисное состояние таджикского высшего образования, влияние на него различных разноплановых явлений и обстоятельств, его состояние можно оценить как сложное, неоднозначное, противоречивое, характеризующееся как негативными, так и позитивными тенденциями.

Научные положения, выносимые на защиту.

1. Учение об образовании и просвещении в истории социальной мысли была составной частью философских, религиозных, этических и иных учений о человеке. С этой точки зрения педагогическая работа относится к одной из самых первоначальных специальностей, а педагогическая мысль - к древнейшим отраслям человеческого знания.

2. Содержание, смысл и характер образовательной деятельности, как социального института, всегда определялись такими факторам, как общественное мнение и государственные интересы: сначала государство требовало только воинов и граждан, затем оно стало требовать профессионалов, полезных власти; затем оно стало еще требовать нормативный уровень профессионализма для всех профессий; в наше время требуются люди, способные активно участвовать в организационных процессах любого масштаба: от узко – коллективного до общечеловеческого. Такой интерес уже не может считаться просто государственным, т.к. он имеет общечеловеческий характер. Это значит, что образование начинает менять свое предназначение: из социального и государственного института оно превращается в универсальное средство культурных преобразований.

3. С позиции социально – философского анализа социальное управление – это деятельность, направленная на сознательное изменение общества (государственных структур, сфер, процессов, социальных институтов) и выступающая в идеальной, научно – технической и социально – практической формах. Социальное управление таджикским образованием находится в стадии реформирования, целенаправленного управленческого воздействия на организационные, коммуникативные воспроизводственные структуры, что связано с целями, динамикой модернизации, встраивания, институционального переноса функций, норм и ограничений развития общества. Трансформационный, системный характер изменений в сфере образования превышает критический порог стабильности, содержат риски дисфункциональности и деформации общего образования и формирование «анклавов» модернизации, ориентированных на выстраивание самостоятельного образовательного субполя.

4. Образование в современных условиях должно быть ориентировано на сохранение всего ценного из педагогического наследия прошлого и настоящего, на сохранение высших духовно – культурных ценностей, но, в то же время, оно должно наполняться новыми идеями, новым содержанием, отвечающими запросам современного общественного развития.

5. Многообразие точек зрения на философию образования, ее основные черты позволяет по – разному интерпретировать сущность и предназначение данного направления философской мысли. Определение смысла философии образования необходимо, прежде всего, для разработки новых фундаментальных идей. Современная философия образования способствует преодолению кризиса классической модели образования, выработке преимущественно методологических принципов новой модели образования.

6. Взаимообусловленность интеграции науки и высшего образования в современном обществе необходимо рассматривать с точки зрения детерминации единства науки и образования внутренними закономерностями функционирования этих видов социальной деятельности, ибо существование в научной и образовательной деятельности (соответственно в научном и образовательном потенциале) однотипных, но различно соподчиненных познавательных структур способствует их целостному слиянию.

7. Социальная эффективность становления, развития и функционирования науки по существу зависит от более полного и рационального использования ее внутреннего потенциала, ее резерва – научных кадров. Качество подготовки научных работников, их способность к приращению нового научного и технического знания в решающей степени определяется общим состоянием и деятельностью системы высшей школы, которая выступает в качестве одного из основных факторов развития и функционирования науки.

8. Интеграция Таджикистана в мировое образовательное пространство в условиях Болонского процесса общества – одна из приоритетных задач отечественной государственной политики. Модернизация образования, осуществляемая государством при активном содействии со стороны общества, позволит совершенствовать систему образования в целом. Она проходит в условиях реформирования всех сфер жизни, являясь при этом одним из интеллектуальных источников, способствующих усилению духовного потенциала таджикского общества.

9. В государственно – общественной системе образования ответственность за уровень образованности граждан несут общество и государство. Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод человека, повышения темпов социально – экономического и научно – технического развития, гуманизации общества, роста его культуры. На основе общественного согласия она устанавливает коренные цели образования, гарантирует их проведение в жизнь. Первейшей задачей образовательной политики сегодня является достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

10. Основными базовыми принципами, лежащими в основе образовательной системы Республики Таджикистан, являются государственность, всесословность и фундаментальность. Анализ трансформационных процессов в Таджикистане свидетельствует, что именно сегодня закладываются демократические основы для будущих поколений граждан Таджикистана. Ответственность за восстановление утраченной связи поколений, за патриотическое воспитание молодежи, наконец, за духовное возрождение Таджикистана, несет в первую очередь система образования, которая должна измениться с учетом требований самой жизни.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Научная значимость диссертации состоит в том, что она представляет собой исследование фундаментальной проблемы социальной философии, относящейся к анализу закономерностей развития института образования на современном этапе научно – технического прогресса в единстве гносеологических, методологических и социально – практических аспектов.

Выводы исследования позволяют глубже и более разносторонне анализировать и оценивать явления современного образования, процессы и тенденции его развития в масштабе всей культуры, представлять перспективы решения его проблемы. Содержание диссертации дает возможность внести коррективы в соответствующие темы вузовского курса по философии, касающиеся науки как формы общественного сознания, духовного мира личности, процесса формирования человека, его потребностей и интересов на современном этапе исторического развития различных институтов образования, воспитания и обучения, на становление личности специалиста в условиях экономического роста. Полученные результаты имеют значение для дальнейшей разработки методов и средств эффективного изучения данной проблемы.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры общественных наук Таджикского государственного института искусств имени М.Турсунзаде.

Основные положения и результаты исследования изложены в монографиях, методических пособиях и в научных статьях. Результаты исследования были изложены автором в виде докладов на ежегодных научно – теоретических конференциях профессорско – преподавательского состава Таджикского государственного института искусств (2006-2009 гг.), на республиканских научных конференциях и на международном семинаре в г.Бишкеке (2002 г.). Материалы диссертационной работы использованы автором при написании учебного пособия «Философия с древних времен» (Душанбе, 2009) для студентов высших учебных заведений, аспирантов и соискателей и в процессе преподавания курса философии, истории философии в Таджикском государственном институте искусств (2007-2009 гг.). Автор непосредственно принял участие в подготовке нормативных и программных документов как Закон Республики Таджикистан «О науке и государственной научно – технической политике» (1998), «Национальная концепция образования» (2002 г.), «Стратегия Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2007 – 2015 гг.» (2006), «Программа подготовки научных кадров в Республике Таджикистан на 2009 – 2015 годы» (2008) и др.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседаниях кафедры общественных наук Таджикского государственного института искусств им. М.Турсунзаде и Отдела социальной философии Института философии АН Республики Таджикистан.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность работы, раскрывается степень разработанности проблемы, формулируется его объект и предмет, определяются цель и задачи диссертации, излагаются основные положения, выносимые на защиту, раскрываются теоретические и методологические основы, научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава «Эволюция концепции образования в истории таджикско – персидской социально – философской мысли» состоит из трех параграфов.

Первый параграф «Учение об образовании и просвещении в истории социально – философской мысли таджикского народа» посвящен проблеме воспитания в период расцвета зороастризма и развитию педагогической мысли таджикско–персидских народов после распространения ислама. Отмечается, что изучение истории воспитания, школы и педагогической мысли в прошлом, анализ основных положений социально-философского наследия в разные периоды её развития свидетельствуют о неоценимом вкладе народов Средней Азии и Ирана и таджиков, в частности, в развитие мировой науки.

Таджикские мыслители и просветители, развивая великие педагогические идеалы своих предшественников, внесли большой вклад в просвещение умов подрастающего поколения. Они рассматривали образование как средство всесторонней реорганизации социальной, экономической и духовной жизни. Мыслители были убеждены, что одной из главных причин застоя в обществе является необразованность народа.

История воспитания, школы и развитие педагогической мысли таджикского народа тесно связаны с развитием других форм духовной жизни на различных этапах исторического развития, в особенности с развитием художественной и общественно-философской мысли. Содержание и направление педагогических идей определялись общими задачами социально-экономического развития, отражая в себе противоречия в классовой структуре и идейно-философских воззрениях среднеазиатского общества.

Педагогические идеи древнего периода нашли свое отражение в «Авесте» - крупном религиозно - философском памятнике древнего Ирана и Средней Азии, а также в устном народном творчестве.

Предки таджикского народа уделяли пристальное внимание воспитанию и обучению своих детей, поэтому в «Авесте» воспитанию и обучению детей уделяется внимание уже со времени, когда ребенок ещё находится в утробе матери. В различных главах «Вендидата» отражены гигиенические правила, необходимые для беременных, рожениц и кормящих матерей.1

Предки таджиков и персов с момента рождения приступали к уходу за новорожденным и воспитанию младенца. Обучение начиналось рано, видимо, с семи лет и до появления алфавита было устным. В основном дети изучали обряды и положения веры, а также овладевали искусством импровизации стихов, с которыми они призывали богов и восхваляли их, заучивали наизусть великие манитры, сложенные мудрецами.

Необходимо отметить, что в течение многих столетий цели и задачи воспитания видоизменялись и совершенствовались. Воспитание осуществлялось в семье, храмах огня и придворных школах для детей аристократов и богачей. Придворные школы были построены специально для детей чиновников, аристократов и богатых людей. Возрастная периодизация была следующая: дети, юноши, мужчины и старики. Старики принимали участие в воспитании детей, а мужчины – в воспитании молодежи.

Обучение носило классовый характер, оно для детей и подростков начиналось рано утром, потому что зороастрийцы вставали очень рано и этому придавали большое значение. Известны были следующие формы обучения: семейное, индивидуальное и начальное. Начальное обучение для всех детей было одинаковым. Программа начального обучения состояла из заучивания отдельных фрагментов «Авесты», чтения, письма и счета. Дети писали на бычьих кожах и на глиняных дощечках. Тогда не было учебников и учебных пособий и в связи с этим очень много внимания уделялось развитию памяти учащихся.

Заратуштра в «Авесте» важное значение придает изучению наук. О знаниях он говорить: «Самые лучшие знания создал Ахура Мазда, восхвалим святое, которое хвалит благой путь, приводит к счастью».1 В этом высказывании четко показано значение знаний в жизни человека. В другом месте «Авесты» получение знаний считается святым делом каждого человека: «О, святые знания, созданные Богом, если находитесь впереди, то ждите меня, если находитесь позади, догоняйте меня».2

Учебно-воспитательная работа, методы и способы воспитания зороастрийцев были различными. Обучение проходило в храмах огня, дабистанах и дабиристанах. Дабиристаны (школы) в основном находились в зороастрийских храмах и являлись центрами объединения интеллигенции.

Основными предметами изучения были Веды, Гаты «Авесты», а также литературное наследие. Знание этих произведений отражается в значении термина «vidya» (от саскрит. «vid»-«знание»).3 Зороастрийцы были уверены, что овладение наукой достигается посредством «vinaya» т.е. «воспитание», «поведение», «руководство».4 Таким образом, приобретение знаний считалось полезным делом, и каждый здравомыслящий зороастриец очень много сил и времени тратил на их приобретение.

Дальнейшее развитие науки в Иране связано с основанием Хосровом Ануширваном университета в Гундишапуре с медицинским уклоном, который имел собственную клинику и лечащих врачей, известного у древних авторов под названием «Гундишапурский университет».5 Выпускники этой школы хорошо знали медицинскую науку. В ней действовали: больница, аптека, обсерватория и библиотека. В этой школе студенты постигали достижения ученых-врачей Ирана, Греции, Индии и Китая.

Таким образом, к началу нашествия арабов сформировалась система общего образования со стройным институтом дабистанов, дабиристанов, фархангистанов и теории педагогической мысли.

В IX и X вв., становится заметнее некоторый прогресс в области культуры и науки. Этому способствовал ряд исторических причин. Главная из них - создание централизованного феодального государства, не зависимого от арабского халифата, благодаря чему страна могла обеспечить безопасность от внешнего нападения и было покончено междуусобными войнами правителей отдельных областей Мавераннахра и Хорасана. Надолго также прекратилась набеги кочевых племен, разорявщие хозяйство страны.

Новотаджикский язык, так называемый фарси или дари, стал государственным языком и прочно вошел в культурную жизнь таджикского народа. Поэты начинают писать свои стихи на языке дари.

Классическая таджикская поэзия носила, в общем, дидактический характер. Это не случайно, а закономерно. Этот период был периодом возрождения культуры таджикского народа. Таджикский народ в результате вековой борьбы с арабскими завоевателями одержал победу, добился своей независимости, этим самым создал благоприятные условия для развития отечественной экономики и культуры. Историческая задача состояла теперь в том, чтобы закрепить результаты этой победы.


загрузка...