Реформирование института  образования  в  условиях трансформации  таджикского  общества  (социально – философский анализ) (01.03.2010)

Автор: Курбанов Абдурахмон Шерович

Проблема анализа, описания и объяснения современного состояния образования относится к одной из наиболее актуальных и трудно решаемых из всего массива исследовательских проблем гуманитарных наук. Ее решение требует самостоятельных исследований и, прежде всего потому, что само образование, являясь феноменом сверхсистемы «культура», пользуется при этом собственным, самостоятельным социальным статусом и обладает, следовательно, своей собственной внутренней самоорганизацией. В XXI в. мир вступил в эпоху интеллектуальной экономики, что резко повышает роль образования в жизнеспособности социумов

Несомненно, осознание наступающего предела, потолка дальнейшего развития наций, мирового социума за счет исключительно экономического роста и приумножения технического могущества приводит сегодня к повсеместному стойкому убеждению, что будущее любой страны, культуры и цивилизации в целом будет в значительной степени определяться уровнем образованности людей. Только в условиях придания образованию приоритетной общественной ценности мы сможем получить модернизацию не насильственную, сопровождаемую социальными взрывами и коллизиями, а органичную, с гармоничным сочетанием экономического развития с развитием духовных сторон жизни общества. В связи с этим исследование реформирования института образования в условиях трансформации общества приобретает особую актуальность.

Состояние исследования проблемы.

Выше обозначенная актуальность определила и направленность интересов автора к ознакомлению с исследованиями в этой области. Теоретический анализ специфики образования как феномена общественной жизни и его роли в общественном развитии всегда находился в центре внимания философов, социологов и представителей других областей наук.

Развитие философской мысли непосредственно и органически связано с общим историческим процессом развития общества, то есть с развитием производительных сил и производственных отношений, науки и духовной жизни народов в целом. Поэтому, её необходимо изучать в историческом аспекте, исходя из того, что в каждый отдельный исторический период философская мысль была тесно связана с общеисторическим процессом.

Проблема образования занимает особое место в учении великих древнегреческих философов Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля. Они сформулировали идею о непрерывном гармоничном образовании личности. По их мнению образованный человек должен быть не только здоров телом, но и прекрасен душой. В эпоху средневековья к проблеме образования стали подходить с другой точки зрения. В это время началось построение новой системы образования, а ценность знания стала определяться тем, насколько она ведет к вере (А.Блаженный, Ф.Аквинский). Тем не менее, именно в этот период в Европе появляются первые университеты как свободные корпорации преподавателей и учащихся, имевшие преимущественно богословский схоластический характер. Эти были зачатки будущей специализации системы образования получившей наибольшее распространение в Новое время.

Педагогическая мысль таджикского народа была составной частью философских, религиозных, этических и иных учений о человеке и не существовала как самостоятельная отрасль знаний. Таджикские мыслители и просветители, развивая великие педагогические идеалы своих предшественников, как Фирдоуси, Абули ибн Сино, Носир Хусрав, Саади, Джами, Ахмади Дониш и др. внесли большой вклад в просвещение умов подрастающего поколения. Они рассматривали образование как средство всесторонней реорганизации социальной, экономической и духовной жизни.

Идея образования в истории социально-философской мысли таджикского народа отражены в трудах ведущих педагогов, востоковедов, историков, этнографов, философов, как И.С.Брагинский, Е.Э.Бертельс, В.В.Бартольд, Б.Г.Гафуров, А.М.Богоутдинов, С.Айни, Б.А.Литвинский, Н.Н.Негматов, Ю.Якубов и др.1 Они помогают воссоздать общую картину исторического развития, определить специфические особенности каждого исторического периода, сопоставить общее и особенное, вникнуть в историю культуры и философию народов и использовать данные наук для того, чтобы выявить факторы, влияющие на развитие педагогической мысли таджикского народа в ранние периоды его истории.

В Республике Таджикистан проделана определенная работа по изучению истории педагогической мысли таджикского народа. Имеются отдельные обобщающие работы А.Садыкова, У.Султонова, Н.Кулматова, Кадырова К.Б. и др.2

Изучением ценностей образования, исходя из специфики своего предмета исследований занимаются самые разные науки - философия образования, педагогическая антропология, прогностика, социология, возрастная психология, культурология и др. Тем не менее, именно аксиология образования осуществляет синтез знаний о ценностях образования, комплексно анализирует образование с позиций собственно ценностного подхода и изучает аксиологические проблемы педагогики с точки зрения теоретических оснований современной философии ценностей.

Как известно, возникновение и развитие ценностей образования охватывает весьма обширный период и истоки его скрываются во тьме веков. Принципиальное значение в исследовании аксиологических аспектов, в ретроспективном анализе образования, взаимосвязи науки и образования в историческом процессе имеют труды Т.Воронина, Б.С.Гершунского, Н.С.Розова, Л.В.Хазова, Л.П.Дедерера, Э.Дюркгейма, В.А.Дмитриенко, В.Б.Миронова, В.Г.Кинелева, Е.Н.Ильина, И.Н.Иванова, Ш.А.Амонашвили и др.3

Для нашего исследования большое теоретическое значение имеют работы тех авторов, которые исследовали многогранные вопросы социально - философского основания образования. В ряду этих принципиальных исследований особое значение имеют работы Н.Э.Гусинского, Ю.И.Турчаниновой, И.П.Савицкого, А.И.Субетто, В. С.Библера, Э.А.Орлова, Р.Г.Стронгина, В.Г.Афанасьева, С.В.Алешня, Б.А.Вульфсона, П.Друкера, Г.Н.Волкова и др.1

Важное значение для разработки темы с использованием новейших достижений философской и педагогической мысли имеют работы авторов, исследующих проблемы развития института образования в трансформационном обществе. Философией образования, а также формированием новых образовательных парадигм занимаются такие исследователи, как Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А., Садовничий В.С., Розов Н.С., Шадриков В.Д., Шоев Н.Н., Сангинов Н.С., Салимов Н.С., Галаган А.И., Хазова Л.В. и др.

Поскольку образование рассматривается автором не как автономная сфера, а как подсистема социума, постольку встает и сложная проблема определения статуса и функций образования в трансформирующемся обществе. Часто употребляемые термины «образование», «философия образования» нуждаются в понятийном насыщении. Здесь надо опираться на исторический материал. Эта проблема в социально – философском аспекте является достаточно традиционной и широко представленна в учениях Платона, Изократа, Ф.Бэкона, Руссо, Фихте, Гегеля и др. Если первоначально философы решали проблемы образования главным образом в форме утопий, то сегодня они действуют или нормативно («предписательные» цели философии образования), или как «аналитические» и собственно «исследовательские» цели.

Исследование состояния и перспективы развития образования в условиях трансформации таджикского социума требует обратиться к новейшим работам в области образования. Возрастающая роль образования в экономическом и социальном развитии современного общества, обеспечении международной конкурентоспособности национальных экономик предопределяет во всем развитом мире постоянный интерес политических, научных, деловых и общественных кругов к проблемам государственной образовательной политики. Общепринято понимание, что будущее принадлежит тем странам, которые имеют наиболее эффективные школы, способные создать интеллектуальный потенциал как важную объективную основу для развития способностей большинства граждан и для обеспечения их благополучия.

В работах названных авторов анализируются глобальные изменения образования, статус и проблематика философии образования, взаимодействие между множеством философских течений и системой образования, роль института образования в развитии общества, новые идеалы образованного человека, новые представления об образовании, о характере содержания и целей образования, даются прогнозы и констатации социальных последствий. Тем не менее, в общеметодологическом аспекте некоторые выдвинутые положения представляются спорными и неоднозначными, в частности относительно трактовки предмета философии образования, определения статуса философии образования, целесообразности развития философии образования как самостоятельной области научных знаний, недостаточного осознания подхода к пониманию образования и его роли в обществе.

В республике Таджикистан проделана определенная работа по изучению проблемы образования и его функционирования в условиях трансформации общества. Однако еще мало публикаций, посвященных социально-философскому анализу реформирования института образования в условиях трансформации таджикского общества. Хочется отметить, что специальных работ монографического характера, посвященных именно реформированию института образования пока нет.

Объектом исследования является образование как социальный институт. Объектом исследования является тот аспект, ракурс предмета, который избирает субъект познания, ибо объект существует в диалектическом соотношении с субъектом. Предметом исследования является реформирование института образования в условиях трансформации таджикского общества.

Цель и задачи исследования.

Определение состояния и перспективы развития института образования в условиях трансформации таджикского общества.

В соответствии с данной целью исследования поставлены следующие задачи:

- изучение и анализ классические воззрений об образовании и просвещении в истории социально - философской мысли таджикского народа, показ эволюцию смысла и целевых установок образовательных систем;

- раскрытие аксиологических аспектов взаимосвязи науки и образования в историческом процессе;

- ретроспективный анализ социальной функции образования в жизни общества;

- выявление сущности образования как духовно-нравственную связь времен, как механизм передачи интеллектуального и культурного опыта и движущую силу развития общества;

- анализ интеграционных процессов в сфере науки и образования в трансформационном обществе;

- освещение теоретических аспектов модернизации института образования в условиях трансформации таджикского общества;

- характеристика исторического своеобразия сферы образования в Таджикистане, анализ и показ степени кризисного состояния таджикской образовательной системы и определение оптимальных путей и эффективных методов реализации образовательной политики в условиях трансформации таджикского общества.

Теоретические и методологические основания исследования.

Исходной методологической базой диссертационного исследования являются основополагающие принципы социальной философии, а также специфические методы других отраслей знания, позволяющие получить дополнительные познавательные возможности. В диссертации используются методы историко – культурного анализа образования в рамках деятельностного подхода к культуре; системно – диалектический подход к анализу развития противоречий в функционировании системы образования; концепция гуманистического образования как культурного идеала современности.

Институт образования как особый социальный институт общества предполагает использование данных тех наук, которые ориентированы на изучение социума, его социальных институтов. Важную роль в содержательном обосновании темы и решении поставленных задач сыграли концептуальные идеи российских обществоведов (философов, социологов, этиков, психологов, педагогов и др.) по проблемам социально – деятельной сущности человека, его потребностей и интересов, сознания, обучения, воспитания, самовоспитания как средства самореализации личности (Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, В.С.Степин, Б.С.Герщунский, В.Д.Шадриков, П.Друкер, Э.Дюркгейм и др.).

Научная новизна исследования.

Впервые на основе анализа исторического и современного материала по проблемам образования выявляется направленность эволюции и специфики феномена образования в истории социально-философской мысли таджикского народа. В рамках социально – философской мысли уточненно понятийный аппарат философии образования, определено содержательно – смысловые соотношения понятий «образование», «воспитание» и «обучение».

- анализировано содержание и структура научного и образовательного потенциала высшей школы в Таджикистане, выявлено опосредующее влияние общественной практики, потребностей, интересов, целей и задач человека на интегративные и дифферентативные процессы в науке и образовании;

- показано, что социальное управление образованием в идеальной и социально – практической формах выступает как деятельность, направленная на сознательное изменение системы образования в результате чего реформирование, модернизация и трансформация образования характеризуются системными изменениями, связанными со стратегией возникновения новой системы образования, отвечающей современным образовательным стандартам;

- показано, что высшая школа является главным, доминантным интеллектуальным потенциалом страны по сравнению со всеми другими образовательными институтами и научными учреждениями. Высшая школа любой страны представляет собой, в силу исторически сложившейся традиции, социальным интегратором интеллектуального потенциала общества, ибо в этом социальном институте производятся, воспроизводятся, взращиваются те интеллектуальные силы страны, которые обеспечивают ее прогрессивное развитие и национальную безопасность.

- показана необходимость реформирования образования в обществе с учетом сложившихся национальных традиций;

- раскрыты основные характеристики образовательной сферы жизни таджикского общества в условиях рыночных отношений (создание новых негосударственных вузов, наукоемкость образовательных процессов, тиражирование новых специальностей);

- выяснено, что в условиях высокой потребности совершенствования системы высшей школы интегративные процессы, проявляющиеся во всех сферах ее жизнедеятельности, имеют одну целевую функцию и задачу – оптимальное развитие высшего профессионального образования, повышение эффективности и качества подготовки специалистов соответствующего профиля, формирование интеллектуально развитой, социально активной, творческой личности, обеспечение единства научной и образовательной деятельности, повышение научного и образовательного потенциала;

- сформулированы подходы к дальнейшему теоретическому изучению системы и структуры интеграции науки и высшего образования. Доказано, что в стратегическом плане проблема интеграции науки и образования еще не нашла своего решения – требуют осмысления и преодоления проблемы организационно – правового характера, сдерживающие становление и развитие интегрированных научно – образовательных структур;


загрузка...