Реформирование института  образования  в  условиях трансформации  таджикского  общества  (социально – философский анализ) (01.03.2010)

Автор: Курбанов Абдурахмон Шерович

КУРБАНОВ АБДУРАХМОН ШЕРОВИЧ

РЕФОРМИРОВАНИЕ

ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАДЖИКСКОГО ОБЩЕСТВА

(социально – философский анализ)

Специальность: 09.00.11 – социальная философия

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Душанбе - 2010

Работа выполнена на кафедре общественных наук Таджикского государственного института искусств имени М.Турсунзаде

Научные консультанты: доктор философских наук, профессор

Наврузов Султон Наврузович,

доктор социологических наук,

профессор, член – корреспондент

АН Республики Таджикистан

Шоисматуллоев Шоназар

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Саидов Абдуманон Саторович,

доктор философских наук, доцент

Николаева Лариса Юрьевна,

доктор политических наук, профессор

Махмадов Абдурахмон Наврузович

Ведущая организация: Таджикский государственный

педагогический университет им.

С. Айни, кафедра философии

Защита состоится « 28 » мая 2010 г. в 13.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 047.005.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Институте философии имени академика А.М.Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан, 734025, пр. Рудаки, 33.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Индиры Ганди АН Республики Таджикистан (734025, пр. Рудаки, 33).

Автореферат разослан «____» ________ 2010 года

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

доктор философских наук Садыкова Н.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследуемой проблемы.

Образование как один из важнейших социальных институтов вызывает растущий интерес мирового сообщества, поскольку с ним связывают надежды на выход из кризиса культуры, порожденного фундаментальными переменами в жизни общества в начале ХХI веке. В современном глобализирующемся мире особое значение приобретает проблема развития, сохранения и реализации интеллектуального и духовного потенциала общества. Современный динамичный мир, который характеризуется нестабильностью, изменчивостью, быстротой смены информации, заставляет по-новому взглянуть на проблему образования как социального института. Таджикистан в конце ХХ в. вступил в этап кардинальных социально-экономических преобразований, рыночных реформ, затронувших все сферы жизни республики, в том числе и системы образования.

Современный этап социального развития характеризуется ситуацией многоступенчатого кризиса. На глобальные масштабы данного кризиса указывают его многочисленные проявления в экономической, политической, социальной и духовной сферах общественной жизни, а также состояние нестабильности и крайней социальной напряженности, наблюдающиеся как в мировом сообществе в целом, так и в пределах таджикского социума.

Выход из сложившейся ситуации многие современные зарубежные и отечественные ученые, общественные деятели видят в обращении к сфере образования. Образование в современном мире многими исследователями видится как ключ к решению глобальных проблем, стоящих перед человечеством. И для такого понимания образования имеются веские основания, так как оно в неразрывном единстве двух своих функций - сохранения и развития – во все времена было основным хранилищем и транслятором культурных ценностей.

В настоящее время образование, как и всё общество в целом, находится в состоянии глубокого кризиса. Требуется незамедлительная выработка новой образовательной парадигмы, адекватной современным условиям общественного развития.

Образование является важнейшей структурной системой бытия современных обществ. Приоритетность социальной ценности образования обусловлена тем, что оно способствует совершенствованию социальной структуры общества, его эффективной деятельности и обеспечивает стабильное развитие всего социума. В то же время характер системы образования определяется соответствующим типом культуры, меняясь вместе с ним. Поэтому гармоничное взаимодействие культуры и образования обеспечивает производство, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей. Крайне важно содержательно раскрыть и детализировать ценностные приоритеты образования для государства, доказать эти приоритеты, убедить руководителей государства в жизненной важности образовательной сферы для прогрессивного развития страны, общества и его граждан.

В современную эпоху, в период формирования информационной технологии проблемы образования, его настоящее и будущее становятся весьма актуальными, поскольку нынешняя система образования закладывает контуры глобальной ситуации ХХI века. Здесь образование выступает как стратегически важная сфера социальной жизни. Именно оно формирует интеллектуальный потенциал нации, закладывает основы ее самостоятельности и способности к выживанию в условиях международной конкуренции. В конце XIX века была сформулирована мысль, согласно которой образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах государств, поскольку способствует развитию всех видов социально-значимой деятельности. Осознавая всю тяжесть, обрушившегося на цивилизованный мир современного социально-экономического кризиса, исследователи философских проблем образования все более убеждаются в существенной, если не решающей, негативной роли образования в возникновении и развитии указанных кризисных проявлений. При этом нельзя забывать, что и образование, также испытывает не менее тяжелый период упадка. Вместе с тем, без сомнения, образование в состоянии и обязано взять на себя ведущую роль в обеспечении, своими специфическими средствами, условий для выхода мирового социума из системного кризиса, в котором он оказался.

Изменившиеся условия развития современного мира заставляют смотреть на образование как нечто, способное помочь в решении глобальных мировых проблем. Отсюда тема образования актуальна и для Таджикистана (и для всех постсоветских республик), сделавшего за последнее столетие невиданный скачок в преодолении неграмотности, создавшего систему обязательного обучения, но в настоящее время столкнувшегося с кризисными явлениями в функционировании института образования и резким падением уровня образованности граждан. Проявляются явные признаки невостребованности образования, профессиональных способностей и научного потенциала личности, что приводит к девалвации образованности в сознании людей.


загрузка...