Подготовка учителя начальных классов в системе многоуровневого образования на основе компетентностного и полилингвального подгодов (01.03.2010)

Автор: Киргуева Фатима Хасановна

- сужение пространства согласования интересов основных субъектов социально-экономической политики (подрыв социально-стабилизирующей функции социально-экономической политики).

Приведенные выше трансформационные характеристики региональной социально-экономической политики, обусловленные дезинтеграцией хозяйственного пространства, предполагают обоснование комплекса специальных принципов реорганизации данной политики, ориентированного на поэтапное преодоление не только последствий, но и глубинных факторов и причин дезинтеграции хозяйственного пространства.

Принципы социально-экономической политики выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, элементы которой выстраивают и упорядочивают содержание социально-экономической политики, задают алгоритмы управленческих действий по ее формированию и реализации, обеспечивают закономерную преемственность между отдельными результатами данной политики. Современная экономика способна функционировать только в рамках единого конституирования, поэтому все проблемы социально-экономической политики, в конечном счете, сводятся к вопросу об экономическом порядке. Комплекс принципов и обеспечивает такой порядок.

Принципы реорганизации социально-экономической политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства отражают видоизменение ее функционального содержания и в то же время несут на себе компенсирующую нагрузку. Их организованная совокупность ориентирована на достижение следующих целей:

- восстановление системного качества элементов воспроизводственного процесса в регионе;

- консолидацию интересов субъектов социально-экономических отношений;

- преодоление барьеров, возникших в процессе дезинтеграции;

- восстановление интегральной субъектности хозяйственного пространства, то есть способности субъектов власти и собственности региона управлять его развитием.

Учет приведенных выше требований и институциональных ограничений позволяет следующим образом определить комплекс принципов реорганизации региональной социально-экономической политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства:

- восстановление системного качества элементов воспроизводственного процесса в регионе. При этом необходимо исходить из требования адекватности каждого элемента природе и вектору развития воспроизводственного процесса в регионе. Нейтральных элементов здесь быть не может - либо они вписываются в систему процесса воспроизводства, либо выпадают из нее, неся в себе соответствующие угрозы деструкции;

- сближение и консолидация интересов субъектов социально-экономических отношений, которые представляют собой необходимые степени процесса согласования интересов и формирования на данной основе эффективной социально-экономической политики;

- преодоление внутри- и межрегиональных барьеров, возникших в процессе дезинтеграции и препятствующих движению потоков капитала, товаров, труда, знаний. Указанные барьеры или перекрывают указанное движение, или обеспечивают разрастание трансакционных издержек, в особенности их нелегитимной составляющей;

- защита интересов самого регионального комплекса как интегрального субъекта социально-экономических отношений, а также интересов входящих в него субъектов. При этом критерием адекватной защищенности субъекта выступает его способность управлять собственным развитием, то есть принимать соответствующие стратегические решения и материально обеспечивать их реализацию на основе привлечения инвестиций;

- выделение ядра развития общественно-хозяйственной системы региона и концентрация в нем наиболее эффективных факторов и ресурсов. Необходимо учитывать сопряженность обеих сторон ядра развития – социальной и экономической, которое обеспечивается избранной стратегией и институциональными инструментами социально-экономической политики;

- обеспечение устойчивого роста инвестиционной привлекательности региона, выступающей в качестве критерия эффективности социально-экономической политики.

Третья группа рассмотренных проблем содержит исследование ресурсов, результатов, факторов и стратегии социально-экономической политики одного из регионов, существующих в условиях дезинтеграции - РСО – Алания.

Оценка ресурсов и результатов социально-экономической политики, осуществляемой в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства, предполагает реализацию следующего алгоритма:

- анализ элементного состава объектной структуры регионального хозяйственного комплекса (капитала, ресурсной базы, инфраструктуры и др.);

- анализ способа его субъектной организации (способа взаимодействия субъектов власти и собственности, систем управления и др.);

- анализ характера социальной среды региона.

Данные о состоянии приведенных выше факторов в пространстве РСО - Алания в индексной форме приведены в табл. 1.

Для региональной социально-экономической политики, осуществляемой в условиях дезинтеграции пространства, характерны устойчивая неадекватность имеющихся ресурсов и получаемых результатов, а также асимметрия между различными составляющими ВРП, что свидетельствует о низкой эффективности и определенной «дезинтеграции» самой политики.

Таблица 1.

Ресурсы и результаты социально-экономической политики РСО – Алания

(в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)

Показатели 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Теснота связи с ВРП

1. ВРП 97 112 113 114 115 106 107 106 -

2. Инвестиции в основной капитал 98 117 123 127 131 105 107 108

3.Среднегодо-вая численность занятых 98 103 103 104 105 99 97 99

4. Промышленная продукция

5. Сельскохозяйственная продукция

120 117 108

6. Ввод в действие жилья

7. Добыча природных ресурсов

8.Количество компьютеров на душу населения 99 110 113 117 121 108 109

9. Оборот розничной торговли

10. Платные услуги населению

11. Душевые денежные доходы

12.Реальная заработная плата

13.Совокупная прибыль в регионе - - 148 115 126 100 84


загрузка...