Межнаучная коммуникация в интеграции педагогического образования студентов вуза (01.03.2010)

Автор: Хроменков Петр Александрович

- о структуре интегративной учебно-познавательной деятельности и об условиях перехода от информационно-поисковой системы изучения педагогики к интегративной образовательной системе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем:

- разработаны условия формирования, критерии отбора и пути реализации многосторонних межнаучных связей педагогики в образовательном процессе;

- обоснован механизм формирования и усвоения межнаучных знаний, межнаучных понятий, обобщенных учебно-познавательных действий и умений перевода межнаучной информации на учебный язык педагогики в структуре интегративной учебно-познавательной деятельности студентов;

- разработаны межнаучный тезаурус, информационные массивы, база межнаучных данных о человеке для организации Банка межнаучных данных, определены его возможности в построении интегративной образовательной системы;

- предложены межнаучные конструкции в содержании стандарта общепедагогической подготовки студентов, составляющие базовый минимум интеграции педагогического образования;

- разработаны технологии обучения, обеспечивающие интеграцию педагогического образования на основе межнаучной коммуникации;

- разработана система учебных и критериальных педагогических задач с межнаучным содержанием и технология их решения при изучении курса общей педагогики в интегративной образовательной системе;

- разработаны диагностическая методика построения и организации интегративной учебно-познавательной деятельности студентов и методика количественно-качественной оценки интегративного формирования их педагогического профессионализма в условиях межнаучной коммуникации.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в результате проведенного исследования, обеспечены: выбором методов решения задач исследования в соответствии с его логикой и этапами; опорой на имеющийся опыт исследования и использования односторонних межпредметных связей в педагогическом образовании на основе научной коммуникации; научной базой, включающей использование комплекса методов исследования, личного опыта соискателя, участвовавшего в организации и осуществлении многолетней опытно-экспериментальной работы в реальных условиях образовательного процесса в вузе, школе и в лабораторных условиях путем моделирования содержания, форм и технологий реализации межнаучной коммуникации в лаборатории «Банк межнаучных данных» на базе ТГПИ им. Д.И. Менделеева (г. Тобольск, 1990-1993 г.г.) и на базе Центра инновационных образовательных технологий МГОУ (г. Москва, 1997-2007 г.г.); многолетней непрерывной апробацией результатов работы в высших педагогических образовательных учреждениях и средних общеобразовательных школах; многократной проверкой достоверности ключевых положений диссертации критерием практики; статистической обработкой результатов исследования и корреляцией выявленных показателей, характеризующих достижения студентов, обучавшихся в контрольной и экспериментальной группах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Базовым условием моделирования межнаучной коммуникации в педагогическом образовании выступает построение системной классификации наук о человеке.

Индикаторами межнаучной коммуникации в педагогическом образовании выступают многосторонние межнаучные связи педагогики, обусловленные общностью объектов, близостью предметов и языков, взаимодополняемостью задач и методов исследования отдельных наук, частотой, объемом и продолжительностью их взаимодействия. Они обнаруживаются и исследуются с помощью системной классификации наук путем их сочетания, группирования, упорядочения, ранжирования и последующей систематизации, основу которых составляют межнаучные конструкции в содержании педагогического образования: возраст и основные периоды жизнедеятельности, филогенез, факторы, условия и показатели развития личности школьника. Разработка классификации наук, в которой педагогика выполняет системообразующую функцию, предполагает построение с помощью критериев полноты отобранного множества наук, их первичности-вторичности по отношению к педагогике первичного, вторичного и третичного рядов наук. С позиций критериев пограничности (смежности) педагогики с науками о человеке, компенсации недостающих в педагогике данных других наук и заимствования ими научно-педагогических данных формируются три группы взаимодействующих с ней наук.

2. Сущность межнаучной коммуникации в педагогическом образовании состоит в его интеграции.

Разработанная структура, функции и принципы построения межнаучной коммуникации в педагогическом образовании позволяют раскрыть ее сущность. Межнаучная коммуникация, являясь условием зарождения, формирования и развития множественных многосторонних межнаучных связей, способствует их реализации, обеспечивая интеграцию педагогического образования, которая характеризуется интеграцией его содержания и интегративным формированием педагогического профессионализма. Она представляет собой выстраивание информационных каналов и организацию интегративного информационно-познавательного процесса в информационно-образовательном пространстве, в который включаются студенты, работая с научными документами и текстами, осуществляя с помощью метаязыка множественный поиск, анализ, селекцию и перевод научной информации с языков наук на научный и учебный языки педагогики, выполняя ее многократное, многомерное измерение, в результате чего в их сознании формируется качественно новая – межнаучная информация, трансформирующаяся в качественно новые – межнаучные знания, составляющие основу формирования межнаучных понятий и обобщенных учебно-познавательных действий.

3. Внедрение межнаучной коммуникации в систему педагогического образования позволяет построить ее как интегративную образовательную систему.

Все информационно-коммуникативные образовательные системы делятся на простые – репродуктивные (информационно-поисковые) и сложные – развивающие (интегративные). Межнаучная коммуникация, организованная в системе педагогического образования, обеспечивает переход от информационно-поисковой системы к интегративной образовательной системе, элементами которой являются межнаучные конструкции в содержании педагогического образования и соответствующие им комплексы формирующейся межнаучной информации; научные и учебные тексты как источники научной и учебной информации и как результат их перевода с языков наук и научных дисциплин на язык педагогики; научные и учебные языки и интеграционный механизм формирования и усвоения межнаучной информации. Центральным элементом интегративной образовательной системы выступает основной субъект образовательного процесса – студент со сформированным опытом усвоения собственно педагогических знаний и присущими ему потребностями в межнаучных знаниях. Базовым средством, позволяющим организовать интегративную учебно-познавательную деятельность студентов в этой системе, служит Банк межнаучных данных.

4. Интеграция педагогического образования на основе межнаучной коммуникации достигается путем построения и реализации межнаучной модели интегративного формирования педагогического профессионализма.

В основе межнаучной модели, обеспечивающей интегративное формирование педагогического профессионализма, лежит типология множественных межнаучных связей педагогики, которая разрабатывается по основным признакам, характеризующих их формирование и функционирование: по числу взаимодействующих наук и объему связей – односторонние, бинарные, триадные (комбинированные), множественные; по структуре и характеру действия – компенсирующие, перекрывающиеся (когерентные), органично сочетающиеся, дополняющие; по продолжительности действия – быстродействующие, временные, постоянные; по функциям и назначению – информационно-репродуктивные, информационно-аккумулирующие, информационно-преобразующие, знаниево-развивающие связи. Разработанная межнаучная модель представлена содержательными элементами (межнаучными конструкциями и интегрированными учебными элементами, содержанием комплексов межнаучной информации), средствами их реализации (Банком межнаучных данных, межнаучными связями) и показателями интегративного формирования педагогического профессионализма.

5. Интегративное формирование педагогического профессионализма обеспечивается интегративной образовательной технологией.

Переход к интегративной образовательной системе обеспечивают информационно-поисковая, проблемно-ориентирующая и личностно-ориентирующая технологии интеграции педагогического образования, эффективность применения которых достигается в условиях функционирования Банка межнаучных данных – научно-информационного центра вуза, в котором формируются и накапливаются информационные массивы, на их основе разрабатывается база межнаучных данных о человеке в соответствии с межнаучными конструкциями в содержании педагогического образования и межнаучным тезаурусом, охватывающим интегративное информационно-образовательное пространство. Интегративная образовательная технология позволяет осуществить интеграцию содержания педагогического образования на основе разработанных межнаучных конструкций и его реализацию в процессе интегративного формирования педагогического профессионализма, имея трехкомпонентную структуру (межнаучную образовательную, информационно-техническую и программно-методическую среды).

6. Эффективность межнаучной коммуникации в интеграции педагогического образования оценивается с помощью диагностической методики, позволяющей выявить уровни и количественно-качественные показатели интегративного формирования педагогического профессионализма студентов.

Эффективность построения и использования межнаучной коммуникации в педагогическом образовании, в конечном счете, следует оценивать по качеству интегративного формирования педагогического профессионализма студентов, обеспечивающего готовность студентов к реализации всесторонних знаний о человеке обобщенными способами педагогической деятельности в образовании школьников. Ее оценка достигается с помощью методики, позволяющей выполнить диагностику интегративной учебно-познавательной деятельности, которая направлена на оценку раз-вития информационно-педагогических потребностей студентов в поиске потенциальных источников формирования межнаучной информации; на выявление этапов организации интегративного информационно-познавательного процесса в условиях функционирования Банка межнаучных данных; на изучение механизма интеграции знаний и прогнозирование уровней усвоения межнаучной информации; на постановку педагогических задач с межнаучным содержанием и качественную оценку их решения с учетом когнитивного стиля студентов; на выявление показателей и их динамики, с помощью которых оценивается эффективность использования межнаучной коммуникации в интеграции педагогического образования студентов.

Апробация работы. В ходе исследования его основные результаты докладывались автором и обсуждались на конференциях: международной научно-практической конференции «Динамика педагогического образования: от института - к университету» (г. Тула, 1998 г.), Всесоюзной научно-методической конференции «Психолого-педагогические проблемы подготовки специалистов в вузе» (г. Грозный, 1989 г.), Всероссийских научно-практических конференциях, посвященных К.Д. Ушинскому, проблемам человека и школы в его педагогической системе (г. Курск, 1994 г., 1995 г., 1997 г.), Российской научной конференции «Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление» (г. Волгоград, 1993 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Трудовое воспитание, обучение и профориентация учащейся молодежи в условиях Крайнего Севера» (г. Тобольск, 1989 г.), межвузовской научно-практической конференции «Проблемы формирования диалектико-материалистического мировоззрения в школе и вузе» (г. Петропавловск, 1990 г.), межвузовской конференции «Пути совершенствования профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса в вузе» (г. Саратов, 1992 г.), межвузовской научной конференции «Проблемы измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителя» (г. Тула, 1992 г.), межвузовской научно-практической конференции «Диагностика функционирования педагогической системы высшей школы» (г. Нижний Новгород, 1998 г.), региональной научной конференции «Технологии педагогической подготовки учителя: инновационный поиск» (г. Волгоград, 1997 г.), региональной научно-практической конференции, посвященной проблемам философии, истории педагогики и образования как учебного предмета в системе подготовки будущего учителя (г. Нижний Новгород, 2000 г.); на научно-практическом семинаре «Оценка качества обучения в современном образовательном пространстве» (г. Москва, 2005 г.), ежегодных научно-практических конференциях в Московском государственном областном университете (МПУ, МГОУ, 1993-2008 г.г.), методологических и методических семинарах кафедры педагогики МГОУ.

Результаты исследования теоретических основ построения межнаучной коммуникации в высшем педагогическом образовании докладывались на заседании Круглого стола отделения философии образования и теоретической педагогики РАО совместно с журналом «Педагогика» по теме «Способы представления теоретических знаний в курсе педагогики для будущих учителей» (г. Москва, РАО, 2003 г.).

Внедрение промежуточных и конечных результатов исследования осуществлялось по разным направлениям: постановка пилотажных, диагностического, формирующего и контрольного экспериментов в работе со студентами и учителями; сочетание педагогической и научной деятельности автора в общеобразовательной школе, педвузе, университете, институте развития профессионального образования МО РФ: выступления с лекциями на курсах повышения квалификации преподавателей педвузов и учителей по проблеме их межнаучной подготовки; чтение спецкурсов: «Межнаучные основы формирования педагогического профессионализма» (ТГПИ им. Д.И. Менделеева), «Будущему учителю о межнаучных основах теории и практики образования» (МГОУ); кураторство НИРС по кафедре педагогики и консультирование студентов при выполнении ими междисциплинарных курсовых и дипломных работ; постановка междисциплинарных заданий и руководство их выполнением в период педагогической практики студентов; разработка и внедрение методических рекомендаций и учебных пособий для учителей, студентов и преподавателей вузов; сотрудничество с преподавателями гуманитарных кафедр в Центре новейших образовательных технологий МГОУ; участие в создании и работе Банка психолого-педагогических данных (МПУ), руководство ВНИК по исследуемой проблеме и создание Банка межнаучных данных (ТГПИ им. Д.И. Менделева); публикация результатов исследования.

Структура работы обусловлена ее целью, задачами и внутренней логикой изложения материала. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и 7 приложений. В ней содержатся 15 таблиц и 11 схематических рисунков.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрыта актуальность и обоснована проблема исследования, сформулированы цель, гипотеза и задачи, определены его объект и предмет, раскрыты новизна, теоретические и практические результаты, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В главе 1 «Методология межнаучной коммуникации в системе наук о человеке» представлен генезис межнаучной мысли в истории отечественной и зарубежной педагогики, позволивший с помощью межнаучного анализа литературных источников в области философии, кибернетики, психологии и педагогики установить и определить в качестве базовых понятий исследования следующие понятия: «коммуникация», «научная коммуникация», «информация», «информационные потребности», «межпредметная связь», «межнаучная связь», «межнаучная интеграция» «классификация наук», раскрыть смысл и назначение межнаучной коммуникации в образовании, выявить этапы ее формирования, проанализировать существующие классификации наук и на этой основе разработать системную классификацию наук о человеке как средство для обнаружения, построения и реализации многосторонних межнаучных связей в образовательном процессе вуза.

Обращение к философским, антропологическим и собственно педагогическим трудам позволяет установить, что межнаучная коммуникация с момента ее зарождения до наших дней находит отражение в разной степени во всех общественных науках, в том числе в педагогике, и всесторонне представлена межнаучной мыслью о человеке. Поэтому в диссертации понятие «межнаучная коммуникация» характеризуется, прежде всего, выявленными тенденциями развития межнаучной мысли о человеке, его познаниях, обучении, воспитании и развитии:

- потребностью человека в знании и попыткой на этой основе выработать знания о самом себе и своем положении в мире, объяснением проблем человека с позиций одной или нескольких наук; систематизацией и классификацией наук с позиций этики (Платон, Аристотель); формированием педагогических систем, базировавшихся на связях воспитания, философии, этики, истории, физиологии, анатомии, искусства и других областей познания; переплетением знаний в области философии, естествознания и космологии, разработкой этического учения на основе мифологизированного, самобытного представления о человеке и космосе; разработкой гексаграмм как формы и способа выражения межнаучной мысли (Древний Китай);

- обособлением социальной этики как бинарной области знания и обоснованием воспитания как средства подведения человека к выполнению его социальной функции (Конфуций);

- разработкой концепций человеческой природы, осознанием двойной сущности людей, смешением в антропоморфизме философских, религиозных, этических и психологических знаний; переходом от античного мировосприятия к религиозному миропониманию, осмыслением проблемы индивидуальности и переходом от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию и объяснению мира;

- зарождением и развитием идеи гуманизма на основе взаимодействия естественных и общественных наук; познанием общего, целостного, системного и закономерного в педагогике с позиций единства теории и практики, на основе связей физического, природного (естественного) и социального факторов в развитии человека (Коменский Я.А., Руссо Ж.Ж., Монтессори М.);

- дифференциацией естественных, общественных и технических наук и их последующей интеграцией; разработкой системной классификации наук, включающей социологию, психологию и педагогику как самостоятельные общественные науки (Гегель Г.), и появлением на ее основе систематизаций наук, включающих бинарные области человекознания;

- представлением многообразия свойств, сторон, условий, факторов развития и сущности человека как предмета воспитания в педагогической антропологии (Ушинский К.Д.);

- разработкой педологического учения на основе единства анатомо-физиологического, психолого-педагогического, медико-дефектологического и социологического подходов к обучению, воспитанию и развитию человека; зарождением идеи комплексного изучения человека в отечественном науковедении, попыткой создания Института человека и единой науки о человеке (Фролов И.Т., Зинченко В.П., Давыдов В.В., Юдин Б.Г. и др.).

Затем устанавливается смысл и определяется понятие межнаучной коммуникации в педагогическом образовании как совокупность познавательного, коммуникативного и информационного процессов, обеспечивающих многосторонний поиск, многократный обмен разносторонней информацией о человеке и формирование межнаучной информации в открытой функционально-деятельностной информационной системе, структурными элементами которой являются: студенты – субъекты межнаучной информации с присущими им информационно-познавательными потребностями, возникающими в учебно-познавательной, научно-информационной и коммуникативной деятельности; преподаватели – субъекты образовательного процесса; науки о человеке, другие науки, взаимодействующие с педагогикой, научные документы и тексты как потенциальные источники формируемой межнаучной информации, многосторонние межнаучные связи педагогики – носители межнаучной информации; механизм перевода межнаучной информации на учебный язык педагогики.

Основываясь на положениях атрибутивной концепции информации (Глушков В.М., Урсул А.Д.) и функциональной концепции информации (Кремянский В.И., Семенюк Э.П., Шепель В.М.), межнаучную коммуникацию в образовательном процессе мы рассматриваем как управляемую образовательную систему, в которой объекты – науки о человеке (документы и тексты), как потенциальные источники межнаучной информации, включаются в преобразующую деятельность субъектов – студентов. Это означает, что межнаучная коммуникация объединяет субъекта разносторонней научной информации о человеке как ее получателя, преобразователя и потребителя и объекты этой информации, определяющие выбор студентами существенных для них семантик и их последующую интеграцию. Образовательная деятельность в этой системе рассматривается нами как фактор, направляющий и объединяющий информационный и коммуникативный процессы.


загрузка...