Межнаучная коммуникация в интеграции педагогического образования студентов вуза (01.03.2010)

Автор: Хроменков Петр Александрович

- разработку антропологических, человековедческих основ теории и практики образования и управления образовательными системами (Алексеев В.П., Ананьев Б.Г., Бим-Бад Б.М., Левин М.Г., Лесгафт П.Ф., Рогинский Я.Я., Ушинский К.Д., Шепель В.М. и др.);

- обоснование и выделение в системе наук о человеке связей физиологии, психологии, педагогики и дефектологии в самостоятельное педологическое направление, связывающее анатомо-физиологический, биологический, психологический и социологический подходы к развитию человека (Блонский П.П., Выготский Л.С., Лебединцев К.Ф., Морозов М.С., Пинкевич А.П., Румянцев Н.Е., Соколов Н.М., Тумим Г.Г., Урсин Н.П. и др.);

- фундаментальные исследования механизмов формирования целостности и единства познания в системе взаимодействующих наук (Ананьев Б.Г., Блауберг И.В., Вахтомин К.К., Вялых В.А., Дубинин Н.П., Урсул А.Д., Фролов И.Т., Юдин Б.Г. и др.);

- разработку информационных процессов в системе взаимосвязанных наук (Бородыня В.И., Ващекин Н.П., Добров Г.М., Иваницкий А.М., Коган В.З., Кринчик Е.П., Макаровский Б.Н., Сквирский В.Я., Суханов А.П., Тростников В.Н., Шепель В.М. и др.);

- поиск путей интеграции различных областей человекознания на основе анализа взаимодействующих факторов, условий развития личности, ее функциональных систем (Анохин П.К., Босик Л.Я., Давыдов В.В., Кравков С.В., Леонтьев А.Н., Равич-Щербо И.В., Станиславский К.С., Ушин-ский К.Д., Хрипкова А.Г. и др.);

- межнаучный подход к пониманию сущности человека, проблем обучения, воспитания школьников и молодежи в современных условиях и разработка на этой основе ценностно-ориентационного подхода к формированию личности (Азаров Ю.П., Бондаревская Е.В., Вайзман Н.П., Ва-силькова Ю.В., Дольник В.Р., Зеньковский В.В., Караковский В.А., Мудрик А.В., Нечаев Н.Н., Никандров Н.Д., Фролов И.Т., Щуркова Н.Е. и др.);

- моделирование педагогического профессионализма на основе исследования и построения односторонних межпредметных и простейших бинарных связей педагогики в содержании высшего образования (Бочарова Н.Ю., Еремкин А.И., Кириллов В.К., Лотштейн Р.Б., Мудрик А.В., Нечаев Н.Н., Орлова Е.Н., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. и др.);

- построение процесса обучения на интегративной основе (Данилюк А.Я., Коваленко Н.П., Козлова О.В., Колесина К.Ю., Копылова А.П., Корнеев С.И., Левина М.М., Лошкарева Н.А., Протас Е.В., Тихонкина Н.Г., Федорец Г.Ф., Фоменко В.Т., Худолий Н.Г. и др.).

Значимость названных исследований состоит в том, что они являются основой для оценки состояния межнаучного взаимодействия педагогики, его способов, форм и результата, позволяют соотнести понятия межнаучной, междисциплинарной и межпредметной связи, смоделировать структуру межнаучной коммуникации в педагогическом образовании и исследовать построенную на ее основе учебно-познавательную деятельность студентов.

Проблема исследования межнаучной коммуникации в высшем педагогическом образовании не является предметом постоянного внимания ученых и практиков. В теории педагогики отсутствует ее описание, термины «межнаучная коммуникация», «межнаучная связь», «межнаучная информация», «межнаучные знания» и другие, связанные с ними термины, не используются в тематиках научно-практических конференций, не являются ни объектом, ни предметом исследований при постановке педагогических экспериментов. Такое состояние проблемы объясняется отсутствием представлений о межнаучной коммуникации и результатах ее использования на практике, несмотря на то, что в Концепции модернизации образования в РФ до 2010 года отмечается актуальность формирования школой всесторонне развитой, целостной личности, владеющей системными знаниями и обобщенными способами деятельности.

Поэтому можно выделить группы факторов, актуализирующих вопросы разработки и внедрения межнаучной коммуникации в педагогическое образование будущих учителей и воспитателей в вузе:

- отсутствие в требованиях к профессионализму педагогов всесторонних знаний о закономерностях и особенностях развития функциональных жизнеобеспечивающих систем личности школьника, умений, обеспечивающих целостность ее обучения и воспитания и понимание того, что высокое качество педагогического профессионализма может быть достигнуто на основе их интеграции;

- отсутствие систематизации знаний о человеке в науках, изучаемых и неизучаемых студентами в вузе, низкая эффективность межпредметных и междисциплинарных связей педагогики, недостаточность исследования ее межнаучных связей как индикаторов межнаучной коммуникации;

- неразработанность структуры и принципов построения межнаучной коммуникации, отсутствие представлений о ее функциях, путях и результатах внедрения в систему педагогического образования.

Таким образом, исследование межнаучной коммуникации возможно по трем базовым направлениям. Первое из них связано с разработкой методологии межнаучной коммуникации, второе направление представляет собой ее теоретическое обоснование в системе высшего педагогического образования, третье направление предполагает выявление и опытно-экспериментальную проверку эффективности реализации в его интеграции.

Выявленные недостатки и пробелы в исследовании межнаучной коммуникации, объективные и субъективные сложности в ее разработке и применении в педагогическом образовании обусловлены наличием противоречий:

- между функциональными особенностями педагогической науки и ее реальным положением в системе наук о человеке;

- между потребностями в использовании межнаучной информации в процессе изучения курса общей педагогики и недостаточностью знаний в области пограничных с педагогикой наук, несформированностью умений, позволяющих осуществлять поиск, обработку и селекцию научной информации, полученной из источников, представляющих науки о человеке;

- между потребностями школьной образовательной практики в педагогах, способных качественно решать задачи обучения и воспитания личности на основе межнаучного знания о ней и невысоким уровнем межнаучной подготовки выпускников педагогических вузов;

- между потребностями высшей школы в использовании информа-ционно-коммуникационных технологий, способствующих построению интегративной образовательной системы на основе межнаучной коммуникации и традиционной технологией предметоцентрированного обучения;

- между потребностями в оптимальном построении образовательного процесса в условиях перехода к многоуровневому педагогическому образованию и постоянно растущими «инновационными» предложениями о включении в учебные планы вузов множества новых специальных курсов и дисциплин, нарушающих нормы учебной нагрузки студентов;

- между возросшими требованиями к оценке качества педагогического профессионализма выпускников вуза в свете реформирования системы высшего педагогического образования и его содержанием.

Совокупность выделенных недостатков и противоречий в образовательной практике учителей и воспитателей, в существующей системе педагогического образования, в которой кроется первопричина низкого уровня их межнаучной подготовки, позволили сформулировать основную проблему исследования, которая заключается в основном противоречии между предметоцентрированностью образования в педвузе, основанного на фрагментарном использовании односторонних межнаучных связей, и потребностью в интеграции педагогического образования на основе межнаучной коммуникации. Значимость этой проблемы и ее неразработанность определили тему исследования: «Межнаучная коммуникация в интеграции педагогического образования студентов вуза».

Цель исследования: разработать теоретико-методологические основы межнаучной коммуникации, обеспечивающей интеграцию педагогического образования, способствующую эффективной подготовке студентов к реализации всесторонних знаний о человеке в образовании школьников.

Объект исследования: педагогическое образование студентов вуза.

Предмет исследования: межнаучная коммуникация в интеграции педагогического образования студентов вуза.

Гипотеза исследования заключается в том, что интеграция педагогического образования на основе межнаучной коммуникации, представленная интеграцией его содержания и интегративным формированием педагогического профессионализма студентов, будет способствовать их эффективной подготовке к успешной реализации всесторонних знаний о человеке в образовании школьников, если ее построение и внедрение в образовательный процесс вуза будет базироваться на теоретических, методологических и технологических подходах, обоснованных в соответствии со следующими предположениями:

- базовым средством моделирования межнаучной коммуникации должна выступить системная классификация взаимодействующих с педагогикой наук как источников всесторонней информации о человеке, разработка которой возможна путем исследования форм межнаучного взаимодействия, построенного на генезисе способов представления межнаучной мысли в педагогике на разных этапах ее развития;

- построение системной классификации взаимодействующих с педагогикой наук будет способствовать обнаружению потенциальных источников формирования межнаучной информации, трансформирующейся в межнаучные – интегрированные знания о человеке, в процессе установления ее межнаучных связей как индикаторов межнаучной коммуникации по их направленности, функциям, содержанию, семантике, дидактическому объему, времени действия, числу взаимодействующих источников, структуре и характеру межнаучного взаимодействия;

- дефицит всесторонних знаний о человеке в целостном изучении педагогических фактов, явлений, процессов и систем, возникающие на этой основе информационно-познавательные потребности в межнаучной информации и процессы, направленные на ее поиск, формирование и применение, возникающие при включении студентов в учебно-познавательную и научно-информационную деятельность, изменят содержание, процесс педагогического образования и приведут к его интеграции;

- обоснование структуры, функций и принципов построения межнаучной коммуникации позволит установить природу, выявить свойства межнаучной информации, исследовать механизм интеграции знаний о человеке в педагогическом образовании, разработать межнаучную модель интегративного формирования педагогического профессионализма и на этой основе осуществить переход от знаниево-репродуктивной системы изучения педагогики к интегративной образовательной системе;

- межнаучная модель интегративного формирования педагогического профессионализма, представленная межнаучными конструкциями в содержании педагогического образования и комплексами межнаучной информации, формирующейся в сознании студентов на основе устанавливаемых ими межнаучных связей в соответствии с факторами, условиями и особенностями развития личности школьника, учитывающая их когнитивный стиль и возможные уровни ее усвоения, будет реализована с помощью информационно-поисковой, проблемно-ориентирующей и личностно-ориентирующей технологий его интеграции;

- реализация межнаучной коммуникации в интеграции педагогического образования будет возможна в условиях функционирования Банка межнаучных данных (научно-информационного центра педвуза), содержимое которого составят информационные массивы, преобразованные в базу межнаучных данных о человеке, межнаучный тезаурус и комплексы межнаучной информации, способствующие построению интегративной учебно-познавательной деятельности студентов, минимальной структурной единицей которой будет служить педагогическая задача с межнаучным содержанием;

- оценка эффективности использования межнаучной коммуникации в интеграции педагогического образования будет выполнена с помощью диагностической методики, позволяющей выявить показатели интегративного формирования педагогического профессионализма, среди которых определяющими должны быть умения перевода межнаучной информации на учебный язык педагогики, сформированные межнаучные знания, обобщенные учебно-познавательные действия и усвоенные межнаучные понятия.

В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Выявить тенденции развития межнаучной мысли в педагогике, обосновать этапы формирования межнаучной коммуникации и разработать системную классификацию наук о человеке как средство для обнаружения многосторонних межнаучных связей педагогики.

2. Обосновать структуру, разработать функции и принципы построения межнаучной коммуникации, обеспечивающей интеграцию педагогического образования.

3. Выявить условия организации интегративной учебно-познавательной деятельности студентов в образовательной системе, построенной на многосторонних межнаучных связях педагогики.

4. Разработать типологию межнаучных связей педагогики и построить соответствующую ей межнаучную модель интегративного формирования педагогического профессионализма студентов.

5. Разработать интегративную образовательную технологию в системе высшего педагогического образования на основе межнаучной коммуникации.


загрузка...